Найти тему

Свой среди своих, часть 3

Вчера мы почти с максимально возможной подробностью посмотрели на биографию Рафаэля в красках. Сегодня пора было бы обратить свой взор на других титанов эпохи, но…

Когда я готовил первую работу из цикла «Свой среди своих», то заметно нервничал. Как получится? Кроме того, я думал, что уложусь в один раз, поэтому выпускал многие моменты. Наивный. Идея поместить всё по теме в одну статью была заведомо провальной. А моё стремление к «оптимизации» породило множество пробелов.

Но я полагаю не зазорным немножко отступить от хронологии, вернуться назад, восполнить пробелы и посмотреть на действительно интересные события глазами художников. Итак, снова в до-рафаэлевскую эпоху. Побудем ещё немного «прерафаэлитами». Раз уж в один заход не получилось, то вообще не будем торопиться.

Помните, у нас в первом выпуске была репродукция картины Леона Бонна «Джотто, стерегущий коз». К этой точке и вернёмся. Причём аж в Бразилию!

Оскар Перейра да Силва (1865-1939, Бразилия). Детство Джотто. Музей искусств Сан-Паулу.
Оскар Перейра да Силва (1865-1939, Бразилия). Детство Джотто. Музей искусств Сан-Паулу.

История (в лице Вазари) повествует нам о том, что как-то по этой дороге ехал сам Чимабуэ.

Рафаэлло Сорби (1844-1931, Италия). Чимабуэ и Джотто. 1919
Рафаэлло Сорби (1844-1931, Италия). Чимабуэ и Джотто. 1919

К «прибытию» Чимабуэ Джотто успели «переодеть», козлов поменяли на овечек, но это мелочи. Согласно преданию, всё-таки были овечки, и именно рисунок овцы, сделанной пастушком на камне, привлек внимание прославленного мэтра.

Вот вам смешанный вариант (и овечки, и козочки), только юноша рисует не их, а Мадонну. Правда, Джотто вышел похожим на молодого индейца, а Чимабуэ как будто примеривается к его скальпу.

Йозеф Войтех Хелих (1807-1880, Чехия). Чимабуэ видит рисующего Джотто. 1840 Народная галерея (Прага)
Йозеф Войтех Хелих (1807-1880, Чехия). Чимабуэ видит рисующего Джотто. 1840 Народная галерея (Прага)

И ещё одна версия этого события

Пьер Анри Ревой (1776-1842, Франция). Детство Джотто. 1840. Музей Гренобля
Пьер Анри Ревой (1776-1842, Франция). Детство Джотто. 1840. Музей Гренобля

Суть в том, что, так или иначе, Джотто действительно стал учеником в мастерской старшего коллеги.

Жюль-Клод Циглер (1804-1856, Франция) Джотто в мастерской Чимабуэ. 1847. Музей изящных искусств, Бордо.
Жюль-Клод Циглер (1804-1856, Франция) Джотто в мастерской Чимабуэ. 1847. Музей изящных искусств, Бордо.

Что было потом – всем известно. Потом были стихи Данте

Кисть Чимабуэ славилась одна,

А ныне Джотто чествуют без лести,

И живопись того затемнена.

(Данте, «Божественная комедия», «Чистилище»)

 Данте Габриэль Россетти*. Джотто, пишущий портрет Данте. 1852. Акварель, карандаш. Частная коллекция
Данте Габриэль Россетти*. Джотто, пишущий портрет Данте. 1852. Акварель, карандаш. Частная коллекция

*Без прерафаэлитов мы сегодня точно не обошлись бы.

В том же первом выпуске цикла «Свой среди своих» я рассказал вам историю о «незаконной» женитьбе Филиппо Липпи на монахине. Вы думаете, что только один Поль Деларош заинтересовался этим сюжетом? Да не может быть! Просто тогда я сократил остальных, а теперь, как и говорил, восполняю пробелы.

Здесь она ещё колеблется.

Габриэле Кастаньола (1828-1883, Италия). Любовь или долг (Филиппо Липпи и Лукреция Бути) 1873. Хромолитография. Впервые напечатана в Париже
Габриэле Кастаньола (1828-1883, Италия). Любовь или долг (Филиппо Липпи и Лукреция Бути) 1873. Хромолитография. Впервые напечатана в Париже

Тут не совсем уверена.

Рафаэлло Сорби (1844-1931, Италия). Предложение Филиппо Липпи Лукреции Бути. 1870 Banca Popolare di Milano
Рафаэлло Сорби (1844-1931, Италия). Предложение Филиппо Липпи Лукреции Бути. 1870 Banca Popolare di Milano

И наконец закрыла глаза и согласна.

Габриэле Кастаньола (1828-1883, Италия). Филиппо Липпи и Лукреция Бути. Музей изящных искусств Лион (Франция)
Габриэле Кастаньола (1828-1883, Италия). Филиппо Липпи и Лукреция Бути. Музей изящных искусств Лион (Франция)

Вы помните, папа их потом простил (Римский папа, а не папа Лукреции). Впрочем, хватит с меня этой парочки, живописцы ещё не раз обращались к данному сюжету, но лично мне все эти объятия и сырость в платочек уже надоели.

Художнику из «поздних» прерафаэлитов Эдварду Роберту Хьюзу (1851-1914) видимо был очень близок образ самого Липпи – романтичного и мечтательного (было бы странно, если бы у художника-прерафаэлита вышло по-другому).

Эдвард Роберт Хьюз. Фра Филиппо Липпи. 1893
Эдвард Роберт Хьюз. Фра Филиппо Липпи. 1893

Кроме того, с Филиппо Липпи связана ещё одна история, на сей раз не столь сентиментально-слезливая. Будто бы он в молодости побывал в плену в Алжире (довольно банальная история по тем временам, алжирские пираты действительно терроризировали Южную Европу своими набегами) и будто бы его хозяин так прочувствовался, увидев талант Филиппо, что не захотел лишать итальянское искусство гения, а отпустил его домой. Впрочем, в отличие от истории с Лукрецией, эта история ничем не подтверждается.

Пьер-Ноласк Бержере (1782-1863, Франция) Филиппо Липпи, находясь в алжирском плену пишет на стене портрет своего хозяина. Музей Тома-Анри. Шербур-Октевиль (Франция)
Пьер-Ноласк Бержере (1782-1863, Франция) Филиппо Липпи, находясь в алжирском плену пишет на стене портрет своего хозяина. Музей Тома-Анри. Шербур-Октевиль (Франция)

Не в пример «вольнодумцу» Липпи (1406-1469), его современник и гениальный художник Фра Анжелико (1400-1455) был настолько же кроток и благочестив, насколько и талантлив. Уже в наше время, в 1984 был официально причислен к лику святых. Соответственно и живописные «воспоминания» об «ангельском брате» содержат только благочестивые сюжеты, никаких вольностей и авантюр.

Отто Книлле (1832-1898). Фра Анжелико работает в монастыре Сан-Марко, Флоренция.
Отто Книлле (1832-1898). Фра Анжелико работает в монастыре Сан-Марко, Флоренция.
Поль-Ипполит Фландрен (1856-1921, Франция). Ангелы посещают Фра Анжелико. 1894. Музей изящных искусств Руан (Франция)
Поль-Ипполит Фландрен (1856-1921, Франция). Ангелы посещают Фра Анжелико. 1894. Музей изящных искусств Руан (Франция)
Лоренцо Джелати (1824-1895, Италия). Фра Анжелико в трапезной монастыря Санто-Доменико. 1879. Галерея современного искусства (Флоренция).
Лоренцо Джелати (1824-1895, Италия). Фра Анжелико в трапезной монастыря Санто-Доменико. 1879. Галерея современного искусства (Флоренция).

На этом пока остановимся.