Найти тему

Кольца Москвы

Добрый день! Ура, я наконец-то сел написать ещё один пост в дзен - поразительно, как много силы воли требуется, чтобы сесть за это занятие... Впрочем, начнём:

Сегодня речь пойдёт о границах Москвы, точнее, о свидетельствах исторических границ разных периодов, которые сохранил город. Рассматривать я буду только те границы, которые были воплощены не только на бумаге, но ещё и физически, например, в виде стен.

Одна из таких границ Москвы на плане 1836 г.
Одна из таких границ Москвы на плане 1836 г.

Вообще говоря роль любых границ заключается в ограничении юрисдикции, поэтому местные коммунальные службы, управляющие компании и городские маркетологи так или иначе производят пространство, характерное только для данной местности. Стоя на границе, например, Новокосино Москвы и Реутова МО вы без труда определите, где какой город.

На этом снимке Берлина из-за различий в принятых системах освещения прослеживается граница между юрисдикциями ГДР и ФРГ (maps-of-the-world.ru)
На этом снимке Берлина из-за различий в принятых системах освещения прослеживается граница между юрисдикциями ГДР и ФРГ (maps-of-the-world.ru)

И тем не менее с точки зрения городского исследователя тип границы имеет значение. Дело в том, что границы развивающегося города периодически изменяются, при этом новые должны быть чем-то обусловлены (например, природным рубежом, физически ограничивающим пространственную экспансию). Старые же границы в этот момент теряют свою функцию как делителя юрисдикций и фактически стираются, но только если они не проходили по физическим объектам, и вот почему:

Во-первых, в городе может остаться сам объект (как, например, кремлёвская стена), который может выполнять теперь другую функцию, а если его снести, то в планировке города всё равно останутся следы, указывающие на его существование.

Во-вторых, вокруг реальных объектов, отделяющих город от не-города концентрируется много смыслов, в результате чего эти объекты сначала попадают в историческую память населения, а потом в топонимику (совокупность названий) города.

Изучать такие свидетельства исторических границ очень интересно, поэтому давайте пройдёмся по каноничным "кольцам" Москвы и посмотрим, как рубежи прошлого перекочевали в современную жизнь города и пофантазируем, что нас может ждать в не таком далёком будущем. Открывайте карту и ищите знакомые места!

Про аналогичную карту трассировки метро можете почитать у меня тут.

Чтобы рассмотреть детали, о которых мы будем говорить, я сделал интерактивную карту. Все границы на ней довольно точны, а трассировка Камер-Коллежского вала - настоящий эксклюзив) В конце статьи будет пару слов о том, что я использовал для её создания.
Чтобы рассмотреть детали, о которых мы будем говорить, я сделал интерактивную карту. Все границы на ней довольно точны, а трассировка Камер-Коллежского вала - настоящий эксклюзив) В конце статьи будет пару слов о том, что я использовал для её создания.

1. Кремль. Итак, древнейшая территория Москвы за крепостными стенами.
Сначала стены срубили из дерева, затем - из белого камня, ну а до наших дней дошёл итальянский вариант красного кирпича.
Кстати, дату завершения строительства, 1495 год, очень легко запомнить, потому что она почти совпадает с московским телефонным кодом. МС Кремлевские стены полностью сохранились, но из-за особо строгого режима музея-заповедника и резиденции Правительства то, что за ними скрывается, к сожалению, нельзя назвать полноценной городской территорией. Получается, что сегодня средневековые городские границы служат той же функции, что и раньше, только настоящий город теперь находится вне крепостных стен.

2. Китай-город. Второй крепостной стеной в 1538 г. обнесли район к востоку от Кремля. Там находился укреплённый городской посад - торгово-промышленная часть города, отнесённая ("посаженная") вне городских стен. К сожалению, бОльшую часть укреплений снесли в 30-е годы прошлого века - они мешали развитию улично-дорожной сети центра города, однако сохранилось двое важных ворот: Воскресенские (реконструкция), через которые туристы проходят на Красную площадь и Третьяковские, через которые проложен самый дорой - Третьяковский - проезд в Москве, прорубленный в стене купцами специально для ведения торговли.

Являясь основой пространственного каркаса города, Китай-город и Кремль сформировали вокруг себя цепь из улиц, которые получили неофициальное название "Кремлёвское кольцо" - первое транспортное кольцо в нашем списке.

Кремлёвская и Китайгородская стены на плане Москвы XIX в. Стена ещё не снесена, видно историческую застройку Зарядья и Васильевского спуска.
Кремлёвская и Китайгородская стены на плане Москвы XIX в. Стена ещё не снесена, видно историческую застройку Зарядья и Васильевского спуска.

3. Белый город. Как и предыдущие, третья стена Москвы расположилась на левом берегу Москва-реки. Недолго будучи последней, она всё же служила важной внутренней границей, отделяя Белый город, где земля бояр и дворян не облагалась налогами и где нельзя было строить из дерева, от Земляного города.

Стену снесли при Екатерине II, высадив на её месте деревья, сформировав наше следующее - Бульварное - кольцо. При этом названия бульваров даны по улицам, пересекающим зелёную артерию, по часовой стрелке. А от многочисленных проездных башен - ворот - остались многочисленные площади с характерными названиями:

  • Площадь Арбатские ворота
  • Площадь Никитские ворота
  • Площадь Тверские ворота и т.д.
Благодаря открытому фрагменту фундамента стены Белого горда можно судить о трассировке стены относительно сохранившихся исторических кварталов.
Благодаря открытому фрагменту фундамента стены Белого горда можно судить о трассировке стены относительно сохранившихся исторических кварталов.

4. Земляной город. В 1591-1592 вокруг города Москвы был сооружён земляной вал с деревянными стенами и башнями, тогда же территория внутри вала была включена состав города.
В плане сооружение было максимально близко к кругу и защищало многочисленные слободы, монастыри и сёла вокруг Москвы. А за рекордно короткий для объекта такого масштаба срок постройки жители прозвали Земляной город
скородомом.

После пожара 1812 года вал был окончательно срыт, а владельцев домов, выходящих к освободившейся территории, обязали разбивать сады.
Так и возникло
Садовое кольцо - очередное транспортное кольцо в нашем списке. Сейчас это большая автомагистраль, а о прошлом этих мест напоминают улицы Валовая и Садовая и метро Сухаревская, названное в честь одной из башен.

План Москвы XVII в. со всеми четырьмя стенами.
План Москвы XVII в. со всеми четырьмя стенами.

5. Камер-Коллежский вал. Это совершенно другой тип сооружения, не имевший отношения к фортификации. Учреждённый Камер-коллегией (таможенным министерством России) в 1742 земляной вал с целым рядом таможенных застав служил в основном одной функции - препятствовать незаконному ввозу алкогольной продукции в Москву.
Будучи таможенной границей изначально, Камер-коллежский вал вскоре стала фактической городской, а затем полицейской и административной границей города.
Сегодня слово "вал" можно встретить в десятке улиц, проходящих вдоль старой границы города. Как правило, это улицы местного значения, но на двух участках по ним также проходит ТТК. Площади у таможенных застав во многих случаях тоже сохранились.
Улицы и площади:

  • Пресненский вал/Краснопресненская застава (в прошлом - просто Пресненская)
  • Сокольнический вал/Сокольническая застава
  • Бутырский Вал, Грузинский Вал, Хамовнический Вал и др.
  • Площадь Рогожская Застава
  • Абельмановская площадь (Покровская застава)
  • Площадь Гагарина (Калужская застава) и др.
  • Площадь и станция метро "Крестьянская застава" - от Спасской заставы
Вот что представляет из себя сохранившийся участок вала у набережной Тараса Шевченко.
Вот что представляет из себя сохранившийся участок вала у набережной Тараса Шевченко.

6. МКАД. Да, именно он, ведь с 1960 г. эта дорога стала не только серьёзным физическим барьером между городом и не-городом, но и прочно закрепилась в общественном сознании как визуальный образ и как конец города Москвы. Прочную связь с коллективным бессознательным подтверждает слово "замкадье". Кроме того, аналогично крепостям столицы МКАД имеет насыпи (валы) и развязки (заставы/башни).

Своей "неприступностью" для желающих пересечь его МКАД не уступает крепостным стенам старой Москвы.
Своей "неприступностью" для желающих пересечь его МКАД не уступает крепостным стенам старой Москвы.

Итак, МКАД - это четвёртое транспортное кольцо Москвы. Но в отличие от предыдущих, он изначально строился как трасса, поэтому его топонимика очень скупа, и всё, чем он располагает: названия развязок по названиям шоссе и нумерация километров.
На самом деле та же нумерация километров вошла в названия многих топонимов, связанных с торговлей у трассы (ТЦ Варшавка 33 и др.), а названия развязок широко используются автомобилистами. Всё это позволяет сделать вывод, что в будущем МКАД сам, возможно, станет донором топонимов. Однако для этого придётся дождаться если не появления новых видов транспорта, то хотя бы существенного изменения в модальном распределении поездок, при котором дорожная инфраструктура МКАД уже не будет так востребована. Впрочем, поживём-увидим)

По аналогии с восприятием мира жителей Манхэттена некоторые жители Москвы всерьёз придерживаются мнения, что за МКАДом нет жизни. Эта замечательная картинка помогает представить миро-воззрение таких людей.
По аналогии с восприятием мира жителей Манхэттена некоторые жители Москвы всерьёз придерживаются мнения, что за МКАДом нет жизни. Эта замечательная картинка помогает представить миро-воззрение таких людей.

Что ж, это были исторические рубежи Москвы, надеюсь, вам было интересно!

Оговорюсь ещё раз, что я затрагивал только реальные исторические границы города, поэтому ни Кольцевая линия, ни МЦК, ни даже новое хордовое кольцо сюда не попали. Про трассировку последнего можно говорить очень долго, но я пока не знаю, хочу ли я)

И в завершение, как и обещал, пара слов о карте. Напоминаю, что лежит она по ссылке. Нарисовать план некоторых стен было сложнее, чем я ожидал. В случае с белым городом приходилось просто срисовывать его с исторического плана, ориентируясь лишь на контуры кварталов.

Что касается Китай-города и Камер-Коллежского вала, то здесь было проще и можно даже рассчитывать на хорошее приближение реальной трассировки. Дело в том, что оба укрепления попали на нивелирный план Москвы 1888 года. Просматривая его на сайте retromap.ru, можно даже точно перенести координаты точки на плане (при условии высокой точности проекции) на современную карту или спутниковый снимок.

Вот так я и проверял трассировку обоих сооружений.

Хорошего дня!