Найти тему
Записки КОМИвояжёра

Вы знаете, что Вертинский нашёл жену на концерте и она на 34 года младше мужа?

В песнях Вертинского каждый находил что-то своё: одни мелодичность и редкую музыкальность, другие романтичность и отдалённость от печалей нынешнего дня, третьи – лиричность и мягкую грусть по несбывшемуся (но всё ещё возможному).

Ночевал в чужих подъездах

Александр Николаевич Вертинский родился в 1889 г. в Киеве. В 3 года остался сиротой, воспитывала тётка. Учился откровенно плохо, в 15 лет начал зарабатывать на жизнь сам. Впоследствии он неохотно рассказывал об этом времени, упоминая, что из-за постоянного безде­нежья приходилось ночевать в чужих подъездах.

Выступления за борщ и котлеты

В 1913 году с мечтами о сцене и 25 рублями в кармане Вертинский переехал в Москву, долго искал место, пока его не взяли в Театр миниатюр без жалования, за обед – зато ежедневный.

Вертинский предложил театру мини­атюр программу «Песенки Пьеро». Идея понравилась. Для артиста подобрали специальное «лунное» освещение, он вы­ходил на сцену в костюме грустного пер­сонажа. Сквозной темой выступления стала беззащитность непонятого и одинокого человека в огромном безжалостном мире.

На долгие годы образ Пьеро станет визитной карточкой Вертинского.

Вертинский в своём традиционном образе - Пьеро
Вертинский в своём традиционном образе - Пьеро

В І мировую войну артист служит в санитарном поезде, получает ранение.

К революции и смене власти в стра­не Вертинский поначалу отнесся вполне спокойно, но творчество Александра Николаевича привлекло внимание всесильной Чрезвы­чайной комиссии. Его вызвали для объяс­нений по поводу только что написанной песни «На смерть юнкеров», посвящен­ной гибели юношей, выступивших против большевиков. Вертинский возразил чекистам:

– Вы же не можете запретить мне их жалеть! – на что получил ответ:

– Надо будет – и дышать запретим!

После таких слов артист покинул столицу и уехал в Стамбул.

Фрак в ломбарде

Начались долгие годы скитаний. Артист переезжал из страны в страну. Вертинский подчеркивал, что эмигра­ция превратила его из капризного куми­ра в трудягу, которому было необходимо много работать, чтобы обеспечить жизнь. Артист был вынужден давать по два концерта в день. Нередко он по утрам выкупал свой фрак из ломбарда, а поздним вечером снова сдавал его туда.

Однажды на концерте Вертинский, заметив в группе зрителей восторженные глаза юной прелестницы, уже не мог отвести взгляда и далее играл только для неё. В шутку Александр Николаевич называл себя "кавказским пленником", поскольку Лидия была наполовину грузинкой. Она была младше Александра Николаевича на 34 года, но брак оказался счастливым, родились дочери, ставшие известными артистками.

Артист с женой Лидией
Артист с женой Лидией

То, что эмиграция стала роковой ошиб­кой, Вертинский осознал довольно быст­ро. Начиная с 1923 года он неоднократ­но обращался в советские консульства разных стран с просьбой разрешить ему вернуться. Только в марте 1943 года такое разре­шение было получено.

На Родине

Естественно, разрешили только с согласия Сталина: во-первых, Вертинский за годы эмиг­рации никогда не допускал антисоветских высказываний. Во-вторых, возвращение деятеля культуры с мировым именем, да еще во время войны, было важным про­пагандистским ходом. Но из сотни его песен к исполне­нию в СССР допустили только тридцать. Выступлений в Москве и Ленинграде практически не было, по радио песни не передавали, пластинки выпускали очень ограниченными тиражами. В газетах о его гастролях не сообщалось.

Тем не менее артист с головой погру­зился в работу. Он выступал на фронте, позже – на заводах и шахтах, в госпита­лях и детских домах, клубах и небольших концертных залах. По его под­счетам, он давал по 24 концерта в месяц.

Артисту предоставили большую отдель­ную квартиру. Ему разрешили сниматься в кино. Более того, за роль второго плана в фильме «Заговор обреченных» (кто сей­час помнит эту картину?) Вертинскому, наравне с главными актерами, дали Ста­линскую премию второй степени – 50 ты­сяч рублей (средняя зарплата по стране составляла тысячу рублей в месяц).

Во время кампании против космопо­литов, когда арестовали многих бывших эмигрантов, Сталин запретил трогать певца и распорядился дать ему возможность «спокойно пожить на родине».

Россия не могла не посвятить артисту анекдот:

Вышел на перрон вокзала Вертинский, вернувшийся из эмиграции, огляделся кругом: многоэтажные дома, автомобили, тысячи людей! Поставил чемодан, взмахнул руками, воскликнул:

– Нет, не узнаю Москву, не узнаю Россию!

Оглянулся ещё раз – а чемодана-то и нет! Воскликнул:

– Нет, узнаю, узнаю Россию!

Последний концерт Александра Вер­тинского состоялся 21 мая 1957 года в Доме ветеранов сцены в Ленинграде. В тот же день артист скончался от острой сердечной недостаточности в гостинице «Астория». Он похоронен на Новодеви­чьем кладбище в Москве. А созданные им песни продолжают жить и обретают новых слушателей.