Читала я тут недавно Чарльза Диккенса «Колокола. Рассказ домового о том, как куранты провожали старый и встречали Новый год». И было там упоминание про крещение колоколов.
А что оказывается колокола раньше крестили? Я и не знала.
В книге Оловянишникова Н. И. «История колоколов и колокололитейное искусство» я нашла упоминание о крещении колоколов.
«В XII столетии на Западе колокола крестили подобно младенцам, приглашали восприемников – мужчину и женщину, которые, держась за веревку, обвязанную вокруг колокола, повторяли за священником имя колокола, затем надевали на него крестильную рубашку. После крещения восприемники устраивали праздничный обед и делали церкви подарок, почему обыкновенно восприемниками приглашались люди богатые. Имена восприемников вырезались иногда на колоколе.»
Я вот с трудом могу себе представить крестильную рубашку колокола. И как эту рубашку на колокол надевали? Тут моё воображение выдыхает. Если только колокол был не большой.
«Прежде всего священнодействующий опускает в воду предназначенные для помазания колоколов соль и масло, чтобы обозначить этим христианскую мудрость и кротость. Затем священник, обмыв колокол внутри и снаружи, обращается к Богу с горячей молитвою о том, чтобы Он даровал колоколу силу призывать верующих в святой храм, отвращать от них опасности, которые могут им угрожать и переносить к Богу молитвы верующих в него.
Помазание делается священным елеем – семь раз снаружи и четыре раза внутри колокола. Священник делает эти помазания в форме креста, в то же время обращаясь к небу с новой мольбой: «Удостой, Господи, освятить и благословить во славу Твоего имени этот колокол чрез это помазание и наше освящение». После этого колокол окуривается ладаном; затем сообщают голос колоколу, т.е. после наречения имени, которое отныне он должен носить, священник, крестный отец и крестная мать ударяют в него каждый по три раза. Освященные таким образом и сделавшиеся предметами священного почитания, колокола заботливо покрываются полотном или даже драгоценными покровами, которые остаются на них до того момента, когда колокола окончательно будут помещены на место. Этот обычай освящать колокола по обряду твердо установленных религиозных церемоний восходит до глубокой древности.»
Ну с обрядом более или менее понятно.
«Протестанты вместо крещения колокола читают перед ним проповеди на тему о значении колокола в жизни человека: колокол оповещает о радости, о горе, о важных событиях жизни и переход из одной жизни в другую. В последнее время из западных церквей одна англиканская оставила обычай народно-религиозного празднования при приобретении нового колокола, заимствованный ею еще от католиков.»
Теперь хоть знаю, что такое крещение колокола.