Найти в Дзене

Сколько заплатили власти США за угнанный советский МиГ-15?

Всех приветствую!

Как все прекрасно знают, в знаменитой Корейской войне (1950-1953 гг.) Советский Союз активно поддерживал Северную Корею, в то время как Южную Корею поддерживали США. Одним из "актов" поддержки Советским Союзом свих союзников-коммунистов стала передача им новейших советских истребителей Миг-15, на тот момент одних из лучших истребителей в мире (если не лучших).

МиГ-15 Но Гым Сока в Национальном музее ВВС США.
МиГ-15 Но Гым Сока в Национальном музее ВВС США.

Зная об этом, командование войск ВВС США в Корее поручило разработать спецоперацию по получению данных о характеристиках этого самолёта, в идеале, по угону полностью исправного летательного аппарата с целью дальнейшего изучения. Операция получила кодовое название Moolah. Если рассматривать конкретные действия со стороны американцев в этой операции, то они были довольно посредственны - разброс листовок на примерные места дислокации авиачастей, передачи по радио о денежном вознаграждении (50 тысяч долларов за самолёт, ещё 50 самому лётчику за побег) и предоставлении убежища сбежавшим. Как не трудно догадаться, такие действия ни к чему не привели. Однако, американцам повезло.

Но Гым Сок позирует американским фотографам через несколько часов после своего побега
Но Гым Сок позирует американским фотографам через несколько часов после своего побега

27 июля 1953 года было подписано соглашение о перемирии, "горячая" фаза Корейского конфликта подошла к своему завершению. А 21 сентября того же 1953 года на авиабазу Кимпхо прилетел Миг-15, который угнал убеждённый антикоммунист Но Гым Сок, 21 летний лейтенант северокорейских ВВС, который за время войны совершил на Миг-15 более 100 боевых вылетов. И вот тут начинается самое интересное. Как сам лётчик сообщил на допросах ЦРУ, ни о каком вознаграждении он не знал, а сбежал по идейным соображениям. Более того, когда его допрашивали выяснили, что листовки разбрасывали совсем не в тех местах, а южнокорейское радио никто из солдат не слушал. В итоге, можно с уверенностью сказать, что если бы не данная случайность, то операция бы провалилась.

Что до самого перебежчика, то он уже в 1954 году отправился в США, где и провёл остаток своей жизни, правда уже под другим именем - Кеннет Роу. Трудился все году авиационным инженером в компаниях Вoeing, General Dynamics, Lockheed и других вплоть до 2000 года, а в 1996 году издал свою книгу «МиГ-15 на свободе», в которой рассказал о жизни в Северной Корее и побеге оттуда.