Найти тему
Крым любовь моя

Интересный, но несправедливый урок истории создания российского фарфора

История создания фарфора уходит в глубь веков. Общеизвестный факт, что первенство изобретения этого прекрасного материала и изделий из него, принадлежит Китаю.

Ученые точно не установили время открытия фарфора, в одних источниках говорится о трех тысячелетиях. в других - о двух, но масштабное производство изделий из фарфора в Китае было начато значительно позже.

Первоначально этот вид керамики был цветным, и только примерно в 6-7 веке после открытия беложгущихся глин - каолинов (као-линг в переводе означает высокая гора) и горной породы, состоящей из кварца и слюды (ее называли фарфоровым камнем), был получен тончайший фарфор белого цвета.

В старинных рукописях о свойствах изделий из китайского фарфора писали, что он белый, как снег, тонкий, как бумага, прочный как металл.

Секрет рецептуры и технологии изготовления изделий из фарфора в Китае тщательно охранялся, за разглашение этой тайны грозила смертная казнь.

Цена фарфора была запредельной, его называли белым золотом, купцы из Европы платили за фарфоровые изделия золотом по весу этого изделия. На одну чашу весов ставили изделие из фарфора, на другую клали золотые монеты.

При этом мода на китайский фарфор не проходила, и европейцы всеми правдами и неправдами пытались узнать секрет получения фарфоровых изделий.

В Европе фарфор был открыт, можно сказать, случайно. Алхимик Иоганн Бёттгер под покровительством короля Саксонии Августа Сильного искал так называемый философский камень, - способ получения золота из других металлов.

Золото найти Бёттгеру не удалось, зато он раскрыл другой, очень ценный секрет, ему удалось получить тонкостенный, прочный фарфор красно-коричневого цвета. В дальнейшем поиски алхимика были направлены на поиски материала для получения фарфора белого цвета.

Эта находка тоже оказалась случайной. Однажды знакомый парикмахер рассказал Бёттгеру, что, потратив все деньги, стал использовать для припудривания париков не белила, а белую глину из одного карьера.

Это и был каолин, с использованием которого удалось получить белый фарфор к январю 1708 года, а уже через год, отладив технологию, были изготовлены и преподнесены королю первые образцы изделий из белого фарфора.

Судьба открывателя фарфора была незавидной, король боялся, что он может раскрыть секрет изготовления фарфора, поэтому Бёттгера охраняли, и первая мануфактура по производству фарфора в Европе была организована в хорошо охраняемой крепости Альбрехтсбург в 1710 году.

Здесь можно провести аналогию с судьбой изобретателя российского фарфора Дмитрия Виноградова, которая оказалась еще трагичнее, чем судьба Бёттгера.

В России фарфор был изобретен совершенно автономно Дмитрием Ивановичем Виноградовым.

Дмитрий Виноградов блестяще закончил сначала московскую Славяно-греко-латинскую академию, как лучший ученик продолжил учебу в Санкт-Петербурге, а затем вместе со своим другом Михаилом Ломоносовым был отправлен на дальнейшую учебу в Германию, где изучал горное дело.

Вернувшись на родину, Дмитрий Виноградов должен был работать по полученной в Германии специальности в качестве распорядителя работ на руднике.

Но его судьба сложилась иначе. В России, как и ранее в Европе, уже велись определенные работы по разгадыванию секрета создания фарфора.

Так, в 1744 году по приказу императрицы Елизаветы Петровны, в 10 километрах от Петербурга была построена порцелиновая мануфактура, куда был приглашен Христоф Гунгер, имевший опыт работы в фарфоровом производстве в Европе.

Дмитрий Виноградов был приставлен к нему и параллельно вел свои изыскания и опыты, а когда у Христофа Гунгера ничего не получилось и его уволили, Дмитрий Виноградов уже самостоятельно продолжил поиски секрета фарфорового производства, и в 1746 году он получил фарфор приемлемого качества.

Фото из просторов интернета. Пробная чаша Виноградова.
Фото из просторов интернета. Пробная чаша Виноградова.

Виноградов проводил множество опытов с разными видами глин местных месторождений и другими материалами фарфорового производства, температурами обжига и постепенно, методом проб и ошибок, был создан российский фарфор.

К сожалению, создатель российского фарфора Дмитрий Виноградов работал на порцелиновой мануфактуре практически на правах крепостного и очень рано ушел из жизни, ему было всего 38 лет.

До нашего времени не дошло ни одного изображения Дмитрия Виноградова, только несколько его изделий.

Фото из просторов интернета.
Фото из просторов интернета.

Эта мемориальная доска находится на здании Ленинградского фарфорового завода, (бывшей порцелиновой мануфактуры), фактически основанного Д.И, Виноградовым.

Но гримасы истории таковы, что сам завод в советские времена назывался Ленинградский фарфоровый завод имени М.В. Ломоносова, хотя друг Виноградова Ломоносов не имел отношения к созданию российского фарфора.

В 2005 году предприятию было возвращено название "Императорский фарфоровый завод", которое он получил во времена правления Екатерины II в 1765 году.

Почему Дмитрия Виноградова можно назвать основателем этого завода? Именно он за годы работы над созданием российского фарфора наладил здесь его производство, фактически был заложником своего открытия и жил там же, на заводе под присмотром, чтобы не выдал секрета изготовления фарфора.

До нашего времени дошло только несколько вещей, изготовленных Виноградовым.

Фото из просторов интернета.
Фото из просторов интернета.

Чаша с рельефной виноградной лозой и с росписью красками, которые поначалу привозили из других стран.

Фото из просторов интернета.
Фото из просторов интернета.

Эта же чаша с клеймом Д.И. Виноградова.

Фото из просторов интернета.
Фото из просторов интернета.

Кружка с крышкой. Как видите, и здесь использован декор в виде рельефной виноградной лозы.

Фото из просторов интернета.
Фото из просторов интернета.

Вазочка работы Д.И. Виноградова.

Фото из просторов интернета.
Фото из просторов интернета.

В те времена в моде были табакерки разных форм, которые часто служили подарками для гостей императрицы.

Фото из просторов интернета.
Фото из просторов интернета.

Самый первый фарфоровый сервиз, произведенный на порцелиновой мануфактуре, появился, когда Дмитрием Виноградовым был построен большой горн для обжига крупных изделий. Сервиз был создан для императрицы и получил название "Собственный Ея Величества" или просто "Собственный".

Такова краткая история появления нашего российского фарфора, а история бывшей порцелиновой мануфактуры была продолжена другими славными российскими мастерами и завоевала мировую известность, но это уже другая история, о которой я, возможно, напишу позже.