Найти в Дзене

Трудности межличностных отношений. Часть 1

О межличностных отношениях написано много и исследовано много, и в чем, собственно говоря, новизна? Новизны нет, Вы правы. А актуальность? Я думаю, она велика. Ведь каждый из нас постоянно находится среди людей.

Межличностные отношения, межличностное взаимодействие, межличностное общение — наверное, это что-то общее, хотя и с небольшими нюансами.

Я думала вот о чем: если взять фразу межличностные отношения и посмотреть на нее, просто посмотреть, ничего не изучая, не проводя никаких экспериментов.

Межличностные отношения — это отношения личностей друг к другу.

И тогда получается, что как минимум должны быть личности (люди, умеющие думать и чувствовать, с каким-либо опытом, интересами, мировоззрением, навыками, целями)... Эта личность что-то думает о себе, о своей жизни, какой она должна быть (т.е. как-то относится к себе) и что-то думает, чувствует по отношению к окружающим людям. В зависимости от своих мыслей и чувств как-то с этими людьми общается. Получается, что отношения зависят от самооценки каждого из нас, и от того, как мы воспринимаем окружающий мир.

Выдающийся советский психолог Лев Семёнович Выготский писал о том, что ребенок развивается в обществе, где становится человеком, личностью: «Культурное развитие заключается в усвоении таких приемов поведения, которые основываются на использовании знаков в качестве средств для осуществления той или иной психологической операции, в овладении такими вспомогательными средствами поведения, которые человечество создало в процессе его исторического развития и какими являются язык, письмо, система счисления и др.». Исторически есть сложившиеся нормы и правила общения, они меняются во времени и в зависимости от страны, семьи, но они есть. Есть что-то общее, например, что люди должны уважать друг друга, быть вежливыми, здороваться при встрече и т.д. Ребенок их усваивает у родителей, родственников, в школе, в гостях, на улице. Что-то усваивает, что-то нет, чему-то противится, в результате какие-то коммуникативные навыки у него формируются.

Давайте вернемся к самооценке, хотя и не совсем к ней. Человек что-то думает о себе, и в зависимости от этого как-то позиционирует себя в этом мире, так сказать представляет (во всех смыслах этого слова). Но на основе чего-то он также формирует свое отношение к другим людям. В чем-то на основе тех же привитых и усвоенных им правил и норм поведения и общения. Пока он их усваивал, он что-то додумал сам, столкнулся с каким-то опытом. Мне нравится концепция, разработанная доктором психологических наук Федором Ефимовичем Василюком о типах жизненного мира и направленности личности (она хорошо описана в книге «Возрастная психология» И.Ю. Кулагиной и В.Н. Колюцкого): у каждого человека в процессе жизни формируется свой жизненный мир, который можно разделить на внутренний (внутреннее восприятие себя, знание о себе, умения, навыки, мировоззрение) и внешний (восприятие окружающей действительности, то, как человек себя в этой действительности чувствует, позиционирует и действует). Внутренний мир может быть простым или сложным, а внешний мир - легким или трудным. В зависимости от того, какое у человека формируется сочетание внутреннего и внешнего мира, можно выделить четыре типа жизненного мира:

1. простой и легкий;

2. простой и трудный;

3. сложный и легкий;

4. сложный и трудный.

Думаю, в зависимости от того, какой тип жизненного мира сформировался у ребенка, он и будет строить свои отношения. Например, люди с атавистической направленностью личности (простой и легкий и простой и трудный типы жизненного мира) вряд ли будут строить глубокие (например, дружеские) отношения, в их жизненном мире нет места глубоким переживаниям. О таких людях часто говорят, что они инфантильны. Люди сложного и трудного жизненного мира (с сильной волей) возможно выстроят отличные деловые отношения, но вряд ли смогут стать искренними друзьями или создать глубокие супружеские отношения (конечно, я не говорю о том, что они не смогут завести семью и родить детей), они всегда будут начеку. Хотя даже людям с духовно-нравственной направленностью личности (сложный и как бы легкий тип жизненного мира) сложно бывает создать «идиллию» в семье и даже эту семью создать, однако они больше склонны к сопереживанию, пониманию, любви, уважению, наверное, у них более развит чувственный интеллект.