За те десять лет, что издаются мои книги, мне довелось отсмотреть немало обложек Так что теперь я уверенно могу разделить их на три группы: 1) те, к которым я не имею отношения, 2) те, к которым я имею хоть какое-то отношение и 3) те, которые на моей совести.
1. Автор не при делах
Это связано в первую очередь с обложками серий, которые существовали до меня. Концепция серии - штука сложная, не одним худсоветом утвержденная. Она предусматривает все: шрифты, количество картинок, допустимые цвета и т.д. Какой должна быть аннотация в даже в каком формате выставлять фото автора - только лицо, по пояс, в полный рост.
Так что нравится тебе это, не нравится - вопрос вторичный. Да, издательство может изменить концепцию серии, частично или полностью. Но это не потому, что автору что-то не по душе. Просто возникает мысль, что вот в рыженьком книги не продаются, а будут продаваться в черно-желтеньком. И название не актуально. Это серьезный и довольно дорогой ребрендинг, иногда закрыть серию реально дешевле, потому что она отжила свое.
2. Автора спросили
В первые годы я узнавала, как будет выглядеть обложка моей новой книги, только из общего дайджеста. Но в какой-то момент моим мнением стали интересоваться. Наиболее ярко это проявилось, когда пошла работа над серией "Квест". В итоге обложки все равно делал дизайнер, и очень хороший, но отдаленные намеки на то, что мои пожелания были услышаны, появились.
Чуть ярче это проявилось в серии "Леон Аграновский и Анна Солари". Так, для книги "Синдром Джека-Потрошителя" я просила совместить современную Москву и личность, похожую на настоящего Джека-Потрошителя. Совместили. Но добавили на первый план мертвую деву - для очевидности жанра. Вторую обложку делали по принципу совмещения истории и реальности, но уже без меня. А начиная с третьей за обложки отвечала я.
3. Автор все сказал
Это та ситуация, когда автор пишет полное и весьма подробное ТЗ, а потом еще и высылает правки по тому, что получилось. С книгами-одиночками процесс проходит легко. Над сериями приходится думать - как раз из-за того, о чем я писала выше. Не важно, выпускает книгу издательство или сам автор. У серии все равно должно быть единство картинки и названий, чтобы сразу узнавалось - это серия.
Так, оригинальные концепции были придуманы для переиздания серии "Кластерные миры" (при поддержке издательства Т8 и их замечательного дизайнера) и "Знак Близнецов". Причем в обоих случаях был сделан шаг в сторону от стандарта жанра. В фэнтези нет полуголых дев с томным взглядом. В детективах - ни трупов, ни крови, ни оружия. Насколько такой шаг в сторону станет правильным решением - покажет время.