Возможно, вы удивитесь, но их три. Наша вчерашняя прогулка привела нас к третьему, не самому известному. Но давайте по порядку.
Конечно, самый знаменитый Пашков дом - красавец напротив Боровицкой башни Кремля.
Этот дом построен в середине 1780-х годов для Петра Егоровича Пашкова - капитан-поручика лейб-гвардии Семёновского полка, богатейшего откупщика, которого называли первым русским водочным королём. Пётр Егорович был сыном Егора Ивановича Пашкова - денщика Петра Первого, ставшего в конце жизни губернатором Астрахани. Сам Егор Иванович родился в семье стольника Ивана Еремеевича Пашкова, дед которого был нерчинским воеводой. Так что род Пашковых - старинный, с богатой историей.
Наследником Пётр Егорович назначил своего троюродного брата Александра Ильича Пашкова, который был женат на дочери уральского миллионера Мясникова. Семья Александра Ильича и Дарьи Ивановны Пашковых жила на широкую ногу, и для проведения балов и других увеселений рядом было начато строительство ещё одного дома. И это владение тоже хорошо известно москвичам. И тоже находится напротив Кремля.
Это второе здание Московского университета на Моховой, с церковью Святой Татьяны. В 1832 году сын Александра Ильича и Дарьи Ивановны продал в казну здание, которое так и не было достроено до конца и долгое время стояло бесхозным. Оно было перестроено для использования в качестве Аудиторного корпуса Московского государственного университета. Сегодня здесь факультет журналистики.
Но есть и третий дом Пашковых. И вчера, прогулявшись по Кривоколенному переулку, мы пришли на Чистопрудный бульвар, и сейчас войдём в когда-то огромный двор городской усадьбы, принадлежавшей семейству Пашковых.
Через арку дома 12 по Чистопрудному бульвару (это жилой дом кооператива "Военный строитель" 1930-х годов постройки) попадаем в обширный двор. Вот именно в нём когда-то располагалась ещё одна усадьба, принадлежавшая семейству Пашковых. На территории этого двора было несколько участков, у которых в разное время были разные хозяева, в том числе, очень именитые: архитектор Иван Мичурин и князь Барятинский, бывший лейб-медик Петра Первого Лаврентий Блюменрост и князь Дмитрий Васильевич Голицын. В 1790 году всё объединённое владение перешло к уже упомянутой Дарье Ивановне Пашковой, и вплоть до 1840 года семья её сына Ивана Александровича и внука Сергея Ивановича владела этим имением.
Дом в стиле классицизм был выстроен в 1792 году, даже годом раньше, чем дом на Моховой, ставший ныне частью Московского университета. Парадный въезд в усадьбу был устроен со стороны бульвара, а перед домом был разбит огромный сад с прудом.
Ничего от этого великолепия, увы, сегодня не сохранилось. Мне не удалось даже найти ни картин, ни рисунков современников, запечатлевших усадьбу во всей её красе. Так что пришлось довольствоваться сухим техническим рисунком из Архитектурного альбома 1832 года.
А ведь бывали в этой усадьбе самые блестящие люди своего времени. Поэтесса Евдокия Ростопчина (в девичестве Сушкова) жила и воспитывалась здесь в семье своих дедушки с бабушкой - Ивана Александровича и Евдокии Николаевны Пашковых.
Красавица, очаровательная и остроумная собеседница, завидная невеста привлекала в этот дом множество воздыхателей. Михаил Лермонтов и Николай Огарёв были в их числе. Зимой в усадьбе устраивались катания на санях, и в 1831 году Пушкин с женой оказались в одних санях Евдокией Сушковой. Пушкин был очарован, и дружба его с молодой поэтессой продолжилась уже в Петербурге и длилась до самой гибели поэта. Накануне дуэли на Чёрной речке Пушкин пришёл именно к Евдокии - тогда уже Ростопчиной, хозяйке одного из блестящих петербургских салонов.
Но вся эта блестящая романтика осталась в прошлом. Огромные траты на роскошную жизнь, частые застолья с цыганскими хорами и почти ежедневные карточные игры лишили Ивана Александровича Пашкова его состояния, и в 1840 году наследники продали имение в казну. Казна передала здание для размещения Казённой запасной аптеки. Усадьба была перестроена архитектором Е.Д. Тюриным для конторы и склада медикаментов. Впоследствии в перестроенной усадьбе разместилось Окружное инженерное управление, в ведении которого находилась Запасная аптека.
Сейчас двор бывшей усадьбы Пашковых совершенно беспорядочно застроен, и о великолепном парадном фасаде дома ничто не напоминает.
На месте сада и пруда - остатки хозяйственных построек и здания, возведённые уже в 1930-е годы.
Сегодня единственное, что осталось от великолепной некогда усадьбы - это задний фасад, выходящий в Потаповский переулок.
В 2015 году было принято решение о реставрации комплекса усадьбы Пашковых на Чистых Прудах. Как видим, фасад главного дома со стороны Потаповского переулка выглядит свежим. Трудно сказать, что там внутри. В здании работает одна из служб ФСБ, так что, сами понимаете, это не для публики.
Никаких других элементов комплекса реставрация пока не коснулась.
Флигель у левого бокового фасада сгорел в 2013 году.
В пожаре погибла парадная лестница и лепнина, украшавшая интерьеры.
С тех пор состояние флигеля неизменно. Разве что появились вот эти мягкие леса, которых раньше не было. Не знаю, что они означают. Может быть, вовсе не ремонт, а полную разборку...
В очень плохом состоянии находится и соседнее здание Запасной аптеки Окружного инженерного управления.
Мне помнится, что не так давно это здание ещё функционировало. Сейчас заброшено. С ним, впрочем, есть некоторая путаница. Мне попалось множество публикаций, где именно это здание называют усадьбой Пашковых. Очевидно, что это не так. По всем описаниям и даже на основании рисунка из Архитектурного альбома, который я привела выше, фасад главного дома - это соседний длинный фасад. И я не знаю, входит ли вот это короткое здание формально в комплекс усадьбы. Скорее всего, правы те авторы, которые указывают, что это здание Запасной аптеки. Вероятно, оно было пристроено во второй половине 19 века, в процессе приспособления для нужд Окружного инженерного управления. Мне не удалось отыскать более точных сведений. Если кто-то знает - напишите в комментариях, пожалуйста.
В любом случае, здание это обязательно надо было бы привести в порядок. Это очень красивый фасад, с неожиданными украшениями в виде масок лешего.
В общем, будем надеяться.
И вот теперь мы с вами вернулись туда, откуда начинали наше длинное путешествие по чудесным московским переулкам: Потаповскому, Сверчкову, Армянскому, Архангельскому и Кривоколенному.
Читайте все статьи об этом квартале:
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
Одна читательница выразила пожелание поговорить поподробнее о кондитерской Карзинкина, что была в здании на углу Армянского переулка и Покровки. Я об этом магазине упомянула, но вскользь. А вот читательница вспомнила, что этот магазин славился, кроме всего прочего, великолепным интерьером. Я отыскала фото. Интерьер действительно прекрасен. И само место интересное. Об этом - в следующей статье.