Найти тему
Знание - сила.

Профилактика дисбактериоза. Кому нужны пробиотки.

Источник: Яндекс Картинки.
Источник: Яндекс Картинки.

«Возьмите ещё Пробиотик, для профилактики дисбактериоза». Такой призыв можно часто услышать в аптеке при покупке антибиотиков. Только вместо слова «пробиотик» в нём, как правило, звучит конкретное торговое название: Линекс, Аципол, Бифиформ, Флорок и др.

В какой степени и способны ли вообще представленные препараты повлиять на микрофлору кишечника?

Как создаётся у покупателя дополнительная ценность этих препаратов?

Что значит для аптеки и для фармкомпании предложение конкретного препарата покупателю?

Для начала, предлагаю сравнить масштаб происходящего в кишечнике и степень воздействия, которое могут оказать конкретные дозы пребиотиков.

У взрослого здорового человека в кишечнике насчитывается более 500 видов микроорганизмов. Общая масса микрофлоры кишечника (Биоты) составляет от 1 до 3 кг. В разных отделах ЖКТ количество бактерий различно, большинство микроорганизмов находятся в толстой кишке (около 1010–12 КОЕ/мл, что составляет 35–50% ее содержимого). Аббревиатура КОЕ/мл означает – колониеобразующих единиц в 1 мл. Каждая колониеобразующая единица – это микроорганизм, из которого может образоваться колония. Другими словами в 1 мл содержимого толстой кишки содержится 1010–12 штук микроорганизмов.

Источник: Яндекс Картинки.
Источник: Яндекс Картинки.

1 капсула препарата Линекс содержит 3 вида живых бактерий количеством порядка 107 КОЕ/кап.

1 капсула препарата Бифиформ содержит 2 вида живых бактерий количеством порядка 107 КОЕ/кап.

Таким образом, в одной капсуле стандартизованного пробиотика количество микроорганизмов в 104 раз, т.е. в 10000 раз меньше чем в 1 мл содержимого толстой кишки. И разнообразие их не 500 видов как у нас, а в пределах 10.

Теперь вы понимаете, сколь ничтожно влияние бактериальной составляющей пробиотиков на состав и количество Биоты в кишечнике.

Именно бактериальной составляющей. Поскольку, понимая, что никчёмность применения пробиотиков в чистом виде для профилактики дисбактериоза рано или поздно станет очевидна, фармпроизводители сделали следующий шаг. Создали дополнительную ценность у своих продуктов. Каждый по своему. Но, в общем, ввели в состав дополнительные компоненты. И, для того чтобы у покупателя создавалось впечатление непротиворечивости и какого-то развития, назвали их созвучно – пребиотики. И принялись активно объяснять (в интернете вы найдёте богатый материал по теме), что пребиотики (далее определение из ГОСТ Р 52349-2005 «Продукты пищевые. Продукты пищевые функциональные. Термины и определения»): Физиологически функциональный пищевой ингредиент в виде вещества или комплекса веществ, обеспечивающий при систематическом употреблении в пищу человеком в составе пищевых продуктов благоприятное воздействие на организм человека в результате избирательной стимуляции роста и/или повышения биологической активности нормальной микрофлоры кишечника. Такое широкое определение позволяет фармкомпаниям заявлять, что практически любой компонент среднего пищевого рациона человека: олигосахариды, моносахариды, дисахариды, полисахариды, пептиды, аминокислоты, жирные кислоты, лецитин – благотворно влияет на благоденствие микрофлоры кишечника. Что - правда. Правда и то, что при сбалансированном питании вы и так с избытком получаете все эти вещества. Они же «пищевой ингредиент» по определению. А те которые не получаете, производят ваши собственные бактерии. Коих, напомню в кишечнике 1-3 кг.

Источник: Яндекс Картинки.
Источник: Яндекс Картинки.

А теперь к вопросу: кому же тогда и зачем это нужно? Ну если не вам, то остаются варианты: производителям этих препаратов и аптекам. И те и другие, как вы понимаете, на этом зарабатывают. Не имея точных данных, могу предположить, что объем рынка в России за год в данной категории составляет сотни тысяч упаковок и сотни миллионов рублей. Поскольку конкуренция на этом рынке высока, и каждый производитель хочет откусить побольше от общего пирога, то в ход идут все возможные инструменты маркетинга. Т.е. опции которые каждую в отдельности фармкомпания оплачивает аптечной сети. Из того, что вы можете увидеть (услышать) в аптеке это:

- выкладка, размещение на полке одной или нескольких упаковок продукта;

- активное предложение фармацевтом при покупке антибиотиков;

- приоритетное предложение конкретного препарата при обращении покупателя;

- акции для покупателей (скидка, товар месяца, балы на карту идр.).

Так что питайтесь правильно и будьте здоровы )

Источник: Яндекс Картинки.
Источник: Яндекс Картинки.