Найти тему
Галина Маркус

"Любить актера", глава 14

художник Елена Юшина
художник Елена Юшина

Начало: Глава 1, Глава 2, Глава 3, Глава 4, Глава 5, Глава 6, Глава 7, Глава 8, Глава 9, Глава 10, Глава 11, Глава 12, Глава 13

Через несколько дней позвонил Михайленко. За это время Ирина уже привела себя в чувство. Какие, к черту, ложные надежды? Как она могла забыть, как ее предали, выкинули, променяли на блондинку и широкий экран? Как ей было больно, тяжело, сколько глупостей она наделала из-за этого… А освободившись от блондинки, Брюсов и не подумал вспомнить про Смалькову! Впереди было много других возможностей. Конечно, она сама говорила, что никогда не простит… Да, не простит, никогда. И она не хочет, не может его видеть…

Только сейчас Ира сообразила, как все это выглядит с точки зрения Брюсова. Услышав предложение Михайленко, он наверняка подумал, что Смалькова ему навязывается. Непонятно только, для чего согласился. Ира все больше и больше жалела об этой авантюре — страдало ее самолюбие.

Ладно, не стоит пока нервничать. Работа над сценарием — дело не одного дня. Когда еще она увидит Брюсова на съемочной площадке… если увидит.

Но Михайленко сообщил потрясающую новость — Брюсов предложил совместную работу над фильмом. Оказывается, Александр давно хочет попробовать себя в режиссуре. Для начала он обещал оказать помощь с помещением на хорошей киностудии и поговорить кое с кем насчет дополнительного финансирования.

Конечно, продюсер и не подумал отказываться. Во-первых, он действительно до этого момента художественного кино не снимал, а во-вторых, само имя Брюсова в титрах будет многое значить. Да и вообще — без Брюсова никакого фильма не будет. Можно подумать, это было ясно изначально!

«Так, понятно, — сообразила Ирина. — Похоже, Брюсов боится, что фильм окажется дерьмом, а это может повредить его репутации. И поэтому хочет взять процесс в свои руки.

— Может, я вам тогда не нужна? — поинтересовалась Ирина. — Брюсов материал не запорет, уж простите, сценариста тоже найдете, раз финансирование увеличится. Так что…

— Нет, нет, что вы, — испугался Михайленко, очевидно, решив, что Ира обиделась. — Он изъявил огромное желание пообщаться с вами по поводу текста. Только вместе, как и договорились. Завтра у нас встреча, ждем вас в четыре в его ресторане.

— А почему именно там? — нахмурилась она.

— Ну, а где? Не дома же у вас? А какая вам разница?

Разница была. Теперь это точно будет выглядеть так, будто она напросилась. Впрочем, так оно все и выглядит.

Ира положила трубку. Завтра… Она занервничала. Вид у нее должен быть на все сто — не хватало ей еще сочувствующего брюсовского взгляда. Подхватив Кирюшку (садик закрыли на профилактику до конца августа), она отправилась в парикмахерскую — в дорогущий салон, который обычно обходила стороной. Год назад Ира остригла свои густые волосы совсем коротко, а сейчас они отросли до плеч. Но надо придать прическе хорошую форму…

А в чем пойти? Стояла нестерпимая жара. Ира перемерила все, что было в гардеробе. Сначала она решила надеть новый белый сарафан, но потом подумала, что это будет выглядеть как «вырядилась», и остановилась на светло-коричневом льняном платьице без рукавов. Простенькое, но сидит на ней замечательно.

На другой день Ира отвезла Кирюшку к маме и попросила оставить у себя — чтобы не дергаться, не смотреть на часы. Конечно, про Брюсова она не сказала ни слова — во избежание долгих объяснений.

Еще два года назад Ира купила у Веркиного мужа недорогую подержанную иномарку, было очень удобно ездить на рынок или в поликлинику. В центр Ира, правда, почти не каталась, поэтому долго изучала карту, пытаясь понять все развязки.

Надо только приехать позже, чем Михайленко. Еще не хватало заявиться к Брюсову первой: «Здрасьте, я ваша тетя». Настроила Ира себя так: все это очень забавно, будет любопытно увидеться, может, и правда, что-то получится из этой дурацкой идеи с фильмом. А не получится — ну и ладно. Ирина не расстроится.

А с Брюсовым надо держаться спокойно и официально. И вообще — по обстановке. Смотря, как он сам себя поведет. Будет ли он высокомерен и холоден или приветлив и равнодушен?

Совершив маневр, который до сих пор удавался ей с трудом, Ира припарковалась у ресторана и набрала Михайленко — удостовериться, что тот на месте.

— Евгений Максимович, где вы?

— А вы? Мы уже встретились с Александром Борисовичем, ждем вас.

— Я подхожу.

Дверь ресторана услужливо распахнул мальчик в фирменной одежде:

— Вы — Ирина Смалькова? Проходите, пожалуйста, вас ждут.

После залитой солнцем улицы в ресторане царил уютный полумрак. Ира огляделась: дизайн остался практически прежним, но обстановке придали дополнительный шик — то, без чего она так старалась обойтись, придумывая оформление. Навстречу ей уже шли мужчины.

— Вот, Александр Борисович, — засуетился Михайленко, — это наш автор, Ирина Сергеевна.

Наступил неловкий момент. Видимо, Брюсов сам пока не решил, как себя с ней вести. Он стоял и просто смотрел… или рассматривал — Ира не понимала его взгляда. Тогда она тоже молча уставилась на него. Саша не сильно изменился, но, как говорится, заматерел, стал больше похож на мужчину, чем на мальчика, а в глазах его вместо веселых искорок появилась напряженная точка. Весь внешний вид Брюсова выражал уверенность успешного человека. Однако сейчас этот избалованный славой господин, кажется, пребывал в растерянности.

Между прочим, Лизе он давно бы поцеловал ручку. Но кто такая Смалькова? Усмехнувшись про себя, Ира решила взять инициативу в свои руки:

— Здравствуйте, Александр Борисович. Прекрасно выглядите.

Она действительно не знала, хочет ли Брюсов демонстрировать факт их знакомства, поэтому и обратилась к нему на «вы». Ей удалось, к собственной радости, сохранить самообладание. Саша удивленно поднял брови, словно хотел что-то спросить, но вместо этого произнес:

— Здравствуй…

Похоже, продюсера его обращение не шокировало — великий Брюсов имеет право «тыкать» какой-то там авторше.

— Я смотрю, у вашего ресторана теперь новое название? — поинтересовалась она в том же тоне. — С однофамильцем не путают? Хотя… кто сейчас помнит того Брюсова...

— Да… — он заметно смутился. — Но это не моя инициатива. Новый менеджер считает, что мое имя будет на пользу бизнесу.

— А как же Старков?

— Петька не возражает. У него сейчас другие заботы.

Новая пауза затянулась, и Брюсов, наконец, догадался пригласить их за столик. Официант, видимо, заранее получивший указания, быстро и шустро собрал на стол, только задав Ире несколько вопросов по выбору вина.

Михайленко решил, что наступил его час, и приступил к изложению собственной концепции фильма. Они молча слушали, только Брюсов изредка вставлял комментарии или замечания, с каждым из которых Ирина сразу мысленно соглашалась. На самом деле, ей до сих пор казалось странным, что эту «ерунду» обсуждают в таких профессиональных терминах, разбирая по частям образы и мотивы поступков придуманных ею героев, воссоздают интерьер, в который она их поместила по собственной прихоти, и вообще, принимают все происходящее всерьез.

Она старалась не смотреть на Брюсова, но невольно отметила, что на нем тоже легкая льняная рубашка и светлые летние брюки. Сидело на нем все, как всегда — отменно. Из коротких рукавов выглядывали загорелые руки.

Ира поняла, что теряет нить разговора, а пальцы у нее слегка дрожат. Она, конечно, всегда его помнила и любила, но не догадывалась, как будет чувствовать себя, снова находясь так близко. Не глядя в Сашину сторону, Ира ощущала его присутствие каждой клеточкой. Перед глазами стоял Суздаль, их первая ночь в номере, его ласковые руки… Что же она делает? Надо срочно бежать! Бежать отсюда. Как она сможет видеть его каждый день, не имея возможности дотронуться, обнять? Разве это можно выдержать?

Ира постоянно чувствовала на себе вопросительно-грустный взгляд его темных, глубоких глаз. Таких красивых глаз… Что он смотрит, о чем думает? Что она постарела? Ну, не о Суздале же… Не будь дурочкой, да ведь он снова играет! Сцена называется — встреча после долгой разлуки, «как молоды мы были», или что-то в этом роде.

Вот только Саша ни разу не улыбнулся по-старому — простой и широкой улыбкой, на лице все больше появлялась кривая усмешка. Впрочем, ему она даже идет — создает немного циничный образ человека, знающего жизнь и все ее горькие стороны.

— Так как вы думаете, Ирина? — Михайленко обращался с вопросом, а она даже не слышала, с каким.

— Извините, я отвлеклась, — честно призналась она. — О чем идет речь?

— О том, кто будет партнершей Александра Борисовича по фильму. У вас есть пожелания на этот счет?

— Нет, — Ира покачала головой. — Пусть Александр Борисович сам выберет себе партнершу. Ему лучше знать, в какую женщину сможет влюбиться его герой — и играть будет легче, если дама по вкусу.

— Ну, уж нет, Ирина Сергеевна, — ухмыльнулся Брюсов, — от вас потом упреков не оберешься, что не ту выбрал. Вы мне с этим поможете.

— Смотрите, не пожалейте.

— А что с названием? Пока рано об этом говорить, конечно, — сказал Михайленко, — но, как рабочий вариант… «По всем счетам» — мне, если честно, не нравится…

— Это еще почему? — поднял брови Брюсов.

Ирина вспомнила, как они с Сашей подбирали название книге — это было его предложение.

— Ну… надо что-нибудь более звучное, емкое. И покороче.

— Согласна, — кивнула Ирина. — «Сделка», например.

— Вот! Замечательно. Как вам, Александр Борисович?

— Почему «Сделка»? — нахмурился тот. — Во-первых, банально, где-то уже было, во-вторых, насколько я помню, герой просто попал в чрезвычайные обстоятельства. Тогда уж «Ошибка», к примеру.

— Во-первых, он попал в эти обстоятельства благодаря одной непродуманной сделке, так ведь? — возразила Ирина. — А во-вторых, из положения тоже можно выходить по-разному.

— Кажется, герой ваш вышел из положения вполне достойно, хотя и с потерями, — заметил Брюсов и достал сигарету.

— А ведь Ирина Сергеевна права, — вступился режиссер. — В повести герой получился чересчур идеальным. Это хорошо читать, но неинтересно играть и смотреть. Давайте усложним задачу. Пусть герой станет неоднозначнее.

— И подлее, да? — Саша глядел не на Михайленко, а на нее.

— Разве вам такая роль не по зубам? — поинтересовалась Ира. — По-моему, вы сможете сыграть все, что угодно.

— Ну, а это даже играть не придется, верно?

— Зачем вы так, Александр Борисович, — опешил Михайленко. — Это же образ! Да мне ли вам это объяснять?

— Хорошо, я не возражаю, — внезапно согласился Александр. — Только весь сюжет придется перелопатить.

— С вашей помощью все получится, — уверила его Ира.

— У меня к вам довольно оригинальное предложение, Ирина Сергеевна, — Брюсов с прищуром смотрел на нее, но ирония его была невеселой, — может быть, перейдем на «ты»? Как вам такой вариант?

— Так проще общаться, да? — холодно спросила Ирина.

— Вот именно, — он потянулся за зажигалкой.

— Хорошо, Александр, договорились, — ответила она. — При мне не кури, пожалуйста, я этого не выношу.

— Прости, я забыл… Вообще близкие обычно зовут меня Сашей.

— Не имею чести состоять в числе ваших близких.

Михайленко недоуменно прислушивался к разговору, переводя взгляд с одного на другого.

— Ну, я думаю, основные моменты ясны? — робко продолжил он. — Теперь к выбору места для съемок на природе…

— Эпизод на природе? — ехидно повторила Ирина.

— Да, надо будет выехать, посмотреть несколько вариантов. Есть несколько прекрасных русских городов — Сергиев посад, Владимир, Суздаль...

— Только не Суздаль, — резко прервала его Ира.

Брюсов снова нахмурился. Он смотрел на нее теперь тяжелым, откровенно расстроенным взглядом, но она не стала отводить глаза:

— Правда ведь, Александр?

— Посмотрим... — он отвернулся. — Жень, дай мне материал, я еще гляну дома, мне кое-что не нравится…

«Жень…» До чего противное и высокомерное панибратство! Разговор был окончен, и Михайленко попрощался с Брюсовым за руку. Ира тоже встала.

— Ирина, о следующей встрече мы договоримся позже, я позвоню, — пообещал Максимыч. — Вы меня извините, что не смогу проводить? У меня еще переговоры с техническим директором, здесь, недалеко.

— Конечно.

Ирина попрощалась с ним, и Михайленко скрылся за дверью.

— До встречи, — она кивнула Александру и тоже направилась к выходу.

Но он догнал ее:

— Ира… — в отсутствие Михайленко Брюсов явно желал перевести разговор в неформальную плоскость. — Не спеши…

— Вот именно, я спешу, — она снова не глядела на него.

— Тогда я отвезу тебя, — быстро произнес Саша.

— Я на своей, спасибо, — вежливо улыбнулась Ирина и повернулась к нему спиной.

Он все-таки вышел из ресторана и даже прошел за ней несколько шагов до машины, порываясь что-то сказать, пока Ира не нажала на брелок, снимая сигнализацию. Не оглядываясь, села за руль. В заднее зеркало она видела, что Брюсов еще стоит, не зная, как поступить. Ну что ж… Все прошло по ее плану. Довольная собой, Ира завела мотор.

И очень удивилась, когда обнаружила на ближайшем светофоре, что не может разглядеть дороги. Из глаз сами собой текли слезы. «Мокрый» период ее биографии, оказывается, и не думал заканчиваться.

***

Эх, зря она оставила на эту ночь Кирюшку у мамы. Сейчас бы прижаться к его светленькой головке и убедиться, что на всем белом свете ей больше никто не нужен… Она и боялась, и хотела, чтобы Саша позвонил. Но он не позвонил. Что ж, значит, все правильно понял. Может, откажется теперь от съемок? Ну, откажется, и ладно…

На другой день Ира забрала сына домой и решила больше его от себя не отпускать. Присутствие малыша поддерживало ее. Прошло чуть меньше недели в полной тишине. Может, Михайленко и продолжал работу, но она-то об этом не знала. Молчание угнетало. Уж сказали бы что-нибудь — да или нет.

И вдруг раздался звонок. Вдруг — потому что Ира почти всегда безошибочно угадывала, когда он звонил.

— Ирин, это Брюсов, — голос его был вполне официален. — Ты сильно занята в пятницу?

— А что?

— Мы пригласили несколько актрис на пробы. Ты обещала присутствовать, во избежание разногласий.

— Ну, хорошо… А что за актрисы?

Он перечислил несколько фамилий, из них пару довольно известных.

— А они согласились? — засомневалась Ирина.

— Конечно. Я объяснил, что участвую в проекте.

— А-аа, ну да… — иронично протянула она. — На Михайленко и Смалькову такие бы не явились.

— Разумеется, — спокойно подтвердил Брюсов. — А что здесь такого?

— Да нет, все правильно, а я вам зачем?

— Мы, кажется, уже все обговорили. Если актриса тебе не понравится, работа пойдет насмарку. Так или нет?

— Ладно, — Ирина решила, что ломаться не стоит. — Куда приезжать?

Она с трудом отыскала нужное помещение на киностудии, забрав на вахте оставленный ей пропуск. В зале было пусто, только какой-то человек — наверное, оператор, настраивал оборудование.

Кирюшка сразу уставился на камеру — у него была страсть к любым электрическим приборам, а тут столько проводов сразу! Мужчина приветливо кивнул ему. Обычно стеснительный мальчик остановился возле оператора, и, обрадовавшись, что его заметили, спросил, указав на осветительный прибор:

— Это что? Лампочка?

— Подожди, Кирюш… Не приставай к дяде. Простите, а вы не знаете, где Александр Борисыч? — она решила, что Брюсова здесь скорее заметят, чем Михайленко.

— Да только что был. Вы позвоните ему.

«Позвоните…» Конечно, она помнила наизусть его старый номер. Но вряд ли он его сохранил. А новый она не спросила. Ира набрала Михайленко, однако телефон оказался «не доступен». И тут, к ее облегчению, послышались энергичные шаги. Ошибиться было невозможно...

Саша, конечно, не ожидал, что она явится с ребенком. Но быстро сориентировался и наклонился к малышу:

— Привет!

— Пхивет! — ответил Кирюшка, отступая чуть-чуть назад.

— Не привет, а здравствуйте, — поправила Ира.

Она все утро учила его здороваться с взрослыми и не путать «ты» и «вы». Брюсов протянул мальчику руку, и тот смело дал ему ладошку.

— Как тебя зовут?

— Киюша, — буква «р» малышу не давалась, как, впрочем, и почти все остальные.

— Илюша?

— Кирюша, — быстро ответила Ира.

— А, прости, конечно, Петька говорил. Как я мог забыть — так звали моего героя в «Утреннем дожде».

Еще не хватало, чтобы он увязал между собой эти действительно напрямую связанные факты!

— А где Евгений Максимович? — поспешила поинтересоваться она.

— Очень на тебя похож, — утвердил Брюсов, не отвечая на ее вопрос, — просто очень. Такие же глаза, только светленький. Так странно… Твой сын…

Саша задумчиво рассматривал мальчика, и тот снова спрятался за Ирину спину.

— Да, мой сын, — раздраженно повторила Ира.

Сериальность встречи становилась почти что комичной.

— Так где Михайленко? — повторила она вопрос.

— Его сегодня не будет, он занят. Вылетел в Америку, обсудить детали со спонсором.

— А как же без него?

— Он потом одобрит наш выбор.

— Лихо…

— Пробы начнутся через полчаса. Так что есть время поговорить.

— Кирюш, пойди, посмотри, что там делает дядя, — Ира кивнула мальчику на оператора. — Только стой молча, не приставай, понял?

Кирюшка только этого и ждал. А они с Брюсовым уселись на потертый диванчик, причем между собой и Сашей она положила сумку и пакет с игрушками.

— И что все это значит? — Ира заговорила первая.

Он прищурился:

— А ты и вправду думала, что мы сможем общаться в таком тоне?

— Не знаю… я ничего не думала. В каком тоне?

— Не притворяйся. Ты не умеешь играть.

— Ну да, мы ВГИК не заканчивали. Только не пойму, какого тона ты хочешь?

Ира даже немного испугалась, так он напирал, давил на нее — взглядом, интонациями. Нет, надо держаться прежнего, ни в коем случае нельзя позволить ему вывести себя на разборки.

— Зачем же ты меня позвала, выбрала на главную роль, если не хотела видеть и разговаривать? Только не говори, что ради фильма — прости, я не верю.

Этого она и боялась. Ира собрала всю свою волю в кулак и ответила как можно небрежней, даже с недоумением:

— Твоя обычная самонадеянность… Я брякнула твою фамилию Михайленко просто так, в надежде, что ты, конечно, откажешься, и он от меня отстанет.

— Вот как?

Кажется, он ни капельки ей не поверил. Значит, пора переходить в наступление.

— Именно так. А вот почему ты согласился, для меня до сих пор загадка.

Саша несколько секунд подбирал слова, прежде чем ответить.

— Ну, во-первых, мне нравится книга, и ты это знаешь, — медленно произнес он, — а во-вторых, давно хотел попробовать себя в режиссуре. И тебе помочь, раз ко мне обратилась.

— Я уже объяснила, почему «обратилась». Можешь, конечно, не верить, дело твое. А у тебя что, не было других планов? Перерыв между съемками, что ли?

— Угу. Перерыв… Отложил два проекта. Ради твоей экранизации.

— Я и забыла… Ты любишь жертвовать собой, — не удержалась Ирина.

И, видимо, зря. Потому что он сразу переменился в лице:

— Ладно, Ир, хватит колкостей. Чего там выпендриваться… — Брюсов провел рукой по лицу, то ли снимая усталость, то ли сбрасывая маску. — Я как услышал твое имя… Так захотелось увидеть… Ни спать, ни есть не мог.

— Очень трогательно... — вся ее продуманная позиция летела в тартарары, но она уже мало себя контролировала. — А раньше ты про мое существование не догадывался?

— Ты же сама меня отправила в нокаут! У тебя был любимый муж... — он вскочил на ноги.

— Не было у меня мужа, и ты это знал! Никогда не поверю, что Петя не доложил. Ну, да ведь тебе было плевать — при молодой-то жене! — Ира тоже поднялась с диванчика.

Они стояли напротив друг друга, чуть ли не сжимая кулаки и не обращая внимания на удивленно поглядывающего на них оператора.

— Мне не было все равно! Но ты отшила меня… Ты постоянно тыкала меня носом в мое же дерьмо… Я и сам о себе все знал, но хотел забыть — непонятно? И вообще, в чем ты меня упрекаешь? Если бы я позвонил — чтобы ты сказала? Снова — «пошел вон»? Сколько можно навязываться и чувствовать себя свиньей, хоть и заслуженно? Ну не может человек вечно жить с такой самооценкой… Хочется и поуважать себя чуток.

— Уважение к себе от других не зависит… — устало ответила Ира.

Нет, эта утомительная сцена сейчас совершенно не к месту! Она уже опомнилась и постаралась сбавить обороты.

— Слушай, ты прав. Так бы я и поступила. И вообще, извини, не знаю, что на меня нашло, — она досадливо поморщилась. — Какие, к черту, попреки, о чем мы? Просто… просто… не надо мне теперь заявлять, что ты не можешь ни спать, ни есть.

— Я сказал правду — ты позвала меня, и все изменилось.

— Ну, значит, теперь ты знаешь, что я тебя не звала. И как ты поступишь с фильмом?

— Я останусь, если ты по-прежнему хочешь снимать Брюсова в главной роли.

Он вызывающе смотрел на нее: мол, как ты выкрутишься.

— Для меня пути назад нет, я дала слово Михайленко, — спокойно ответила она. — Так что решение за тобой.

— Значит, продолжаем! — заявил Брюсов и снова уселся на диванчик.

Выглядел он довольным. Ира видела — он остался при своем мнении об ее мотивах, ему это больше льстило. Да и никогда он так быстро не отступался. «Ничего, на этот раз обломаешься…» — подумала она.

Послышались шаги, и в зал вошла молодая женщина — наверное, актриса, приглашенная на пробы.

— Здравствуйте, Александр Борисович, — она заулыбалась при виде Брюсова.

— Паш, ты готов? — Саша обернулся к оператору, и тот кивнул.

— Проходите, Светочка. Сейчас начнем…

Ирина подозвала Кирюшку и усадила его в уголок, всучив печенье и пару машинок. Но мальчик и так сидел тихо, с любопытством наблюдая за действиями дяденьки-оператора.

Она тоже ни во что не вмешивалась. Но не ожидала, что после всего, что было в их жизни, будет так ревновать. На пробы пришли несколько совсем незнакомых актрис, позже подъехали более известные — с ними Александр был очень любезен, целовался при встрече, они общались по-свойски — посмеивались друг над другом, допускали скользкие шутки. На Иру никто не обращал внимания — стояла задача понравиться Брюсову. А она сидела и гадала — не связывает ли Брюсова с кем-то из них что-либо большее?

Проходило все по одной схеме. В двух словах рассказывался сюжет, и описывалась героиня. Затем актриса читала текст короткой сцены, которую выбрал Брюсов. А потом оператор записывал несколько дублей. Своим знакомым Саша в этих сценах подыгрывал, еще раз удивив Иру быстротой и легкостью, с какой вписывался в роль. Кое-кто из персонала студии потихоньку подошел посмотреть, но на зрителей Брюсов внимания не обращал.

Теперь, увидев, как будет выглядеть главный герой в его исполнении, она впервые за все это время вдохновилась — фильм может получиться, и получиться отлично. Ничего это не чепуха, наоборот, все будет просто здорово! Сашка даже в крошечный эпизод вложил столько сложных, разнообразных эмоций, о половине которых она и не задумывалась при написании. Только бы он теперь не отказался…

Вот что, оказывается, значит, «творчество превыше всего». Она даже готова забыть о самолюбии — пусть думает, что хочет, лишь бы сыграл эту роль!

Зато про актрис Ира ничего не могла сказать. Все они — и талантливые, и не очень, вызывали у нее стойкую неприязнь.

Наконец, пробы закончились, последняя актриса, расцеловавшись с Брюсовым, уехала. И вовремя — Кирюшка уже сильно устал, сполз с диванчика и начал бегать по студии. Александр отпустил оператора и подошел к Ирине:

— Ну, твое мнение?

— О чем? — не сразу поняла Ира, так она уже привыкла к мысли, что от нее ничего не зависит.

— Кого берем?

— А ты кого выбрал?

— Вообще, не очень прилично было приглашать всех в один день, — скривился он. — Кое-кто обиделся. Но времени у нас мало. Чтобы решить точно, надо отсмотреть записи. Только не сегодня… Через полчаса мне надо ехать в Жаворонки — у матери день рождения.

— А почему в Жаворонки?

— Я ей дом построил, теперь там весь год живет.

— Передала бы ей поздравления, но вряд ли она обрадуется. По поводу героини — не знаю… Мне никто не понравился... или я ничего в этом не понимаю.

— Тогда играй сама, — засмеялся Брюсов. — А что? Это идея. Попробуешь?

— Конечно, — мрачно заметила Ира, — я даже в садике зайчика не сумела сыграть, воспитательница прогнала. Говорит, зайчики не смотрят «волком», а девочка, которая лисичку играла, была моим заклятым врагом.

— Ну, да, у тебя все на лице написано. К тому же, зайчик — не твой типаж, — серьезно закивал Брюсов. — А вот марку держать умеешь, нечего сказать. Помнишь сцену с Сухомлиным?

— Не помню, Саш, — Ира отвернулась и обняла подбежавшего Кирюшку.

— Эх, стоило бы сделать дублик все-таки…

— О чем ты? В начале фильма героине восемнадцать. На двадцать лет я не помолодею. Твои актрисы, правда, тоже не девочки, но они хоть играть умеют.

— Загримировали бы… — усмехнулся Брюсов. — Вообще, все порываюсь сказать, что выглядишь ты здорово… Ты как вошла в ресторан, я просто…

— Спасибо, — она резко прервала новые излияния.

Саша помолчал.

— Но восемнадцать тебе не дашь, — в глазах его появились прежние веселые искорки, — тут ты права. Знаешь, у женщины возраст в глазах. У тебя глаза слишком умные. И всегда были такие.

— Ладно, ближе к делу, — Ире не нравился его игривый настрой. — Кого предлагаешь ты?

— Харимова неплоха.

— Это которая?

— Из молодых, брюнетка. Я видел ее в спектакле выпускном, был похожий типаж. В понедельник вернется Михайленко, посмотрим дубли, я тебе покажу.

— Хорошо, — устало вздохнула Ирина. — Как скажешь.

Она поднялась с дивана и принялась укладывать разбросанные игрушки. Кирюшка подергал ее за рукав:

— Мам… а мам… Мам… Этот дядя подарил мне Бобика?

— Бобика? — удивился Брюсов. — Это кто же у тебя, собачка?

— Нет, — мальчик доверчиво подошел к нему, — собачку мне мама не разрешает. Это мой медведь.

— Этот дядя, этот, — торопливо объяснила Ирина и посмотрела на Сашу. — Да ты не помнишь, наверное, белый мишка такой, до сих пор существует.

— Помню отлично, — серьезно ответил Брюсов. — Я его долго выбирал. Все думал, какой бы понравился… моему сыну… если бы…

Он прервался и присел перед Кирюшкой на корточки:

— А ты любишь Бобика?

— Угу…

— Покажешь его мне?

— Не-еет, — глазки у мальчика стали испуганными.

— Почему?

— Вы ругаться будете…

— За что же?

— А он… он такой серый-пресерый стал, местами сероватый… Он болеет часто…

Брюсов засмеялся и потрепал малыша по затылку.

Ира выпрямилась:

— Символично, не правда ли? Все сначала бывает белое и чистое…

Он поднял на нее серьезный, встревоженный взгляд:

— Ир…

— Мы пойдем, Саш, ребенок устал…

— Слушай, на выходных что делаете? Давайте погуляем, с Кирюшкой. Отвезу вас в парк. Поговорим нормально, без дураков. Ну, давай, пожалуйста!

Господи, ну до чего у него все просто! Прямо с ума сойти можно. Ира в недоумении смотрела на него, изумленно качая головой:

— Саша, о чем ты?

— А ты не понимаешь? Мы с тобой взрослые люди. Близкие люди.

— Может, у тебя таких близких целый вагон, я не знаю… Все мои близкие — это вот, — она кивнула на Кирюшку.

Уже перед выходом из студии Ира обернулась на него и тихо произнесла:

— Саш, не все можно отстирать в стиральной машинке. Пора бы это понять.

Продолжение - Глава 15.

_______________________________________________________

Начало: Глава 1, Глава 2, Глава 3, Глава 4, Глава 5, Глава 6, Глава 7, Глава 8, Глава 9, Глава 10, Глава 11, Глава 12, Глава 13

роман "Сделка. Любить актера"