Продолжение истории: 42-летний Андрей Паласмак решил выполнить свою детскую мечту. И уехал на месяц в Новую Гвинею к папуасам – несмотря на возражения жены. Рассказывает свои впечатления. Вот, например, про папуасов и воровство. Точнее, про то, что мы называем воровством – у них-то оно таковым не считается. Андрей просил отдельно упомянуть, что никаких обид на папуасов не держит и продолжает любить их всем сердцем (только вещи, отныне, будет держать всегда при себе).
"Первый раз это случилось уже на второй день прилета. Я уже удалился подальше в джунгли, меня разместили в маленьком ободранном домике, гид разместился в соседнем. К нам зашел сначала один его брат, потом второй, заглянули две женщины (обеих, когда они вышли гид назвал «моя жена»). Даже не понял, когда это произошло, но на утро я не обнаружил в рюкзаке планшета. Все обыскал – нету. Каково было мое удивление, когда через пару дней, снова остановившись в этом поселке, заглянул за гидом в жилье напротив, ну и увидел свой планшет у какого-то молодого парня. Тот с видом доктора наук, решающего важную задачу, тыкал в гаджет пальцем.
Как обычно поступают воры, когда их ловят с поличным? Выхватывают оружие, бегут сломя в голову, опрокидывая все на своем пути? Ну ладно, ну хотя бы лицо вора должно выражать какие-то эмоции, правда же? Но парень лишь приветливо взглянул на меня, улыбнулся и продолжил ковыряться в моем планшете.
Я, честно говоря, даже опешил. В юности я очень неплохо занимался рукопашным боем, в соревнованиях участвовал, мог бы, в принципе, побороться за свою вещь. А тут – улыбка. Я подошел и просто мрачно вынул планшет у него из рук. Тот даже немного обиделся, мне кажется.
Позже меня еще два раза пытались обокрасть, а еще один раз все-таки им это удалось. Потом я уже буквально стал спать на своих вещах. Первый случай: степенный мужчина лет 50-ти попытался увести у меня пауэрбанк: уж не знаю зачем он ему был нужен, в поселке, где мы остановились, электричества не было. Может, хотел капусту им давить? Под ножку стола подложить, чтобы тот не шатался?
А второй раз довольный папуас средних лет едва не ушел в моих кроссовках. Ну и еще: в один из дней папуасы вытащили у меня из рюкзака два пакета с чипсами. Съели. К концу путешествия, кстати, пропала и моя бейсболка. Куда делась? Возможно, ее торжественно носит какой-нибудь папуас. Мне, в принципе, не особенно жалко.
В Новой Гвинее воровство вообще – нормальное дело. Точнее, какие-то действия вообще не интерпретируются тут как воровство.
Например, забрать какую-то вещь у богатого белого человека (а для папуасов все белые люди – богатые) – совершенно нормально. Белый купит себе еще, какие проблемы!
Примерно так же они относятся и к имуществу своих соседей. Например, был свидетелем, как папуас просто съел чужую булку, которая лежала на столе у чьего-то дома. Я специально узнавал – нет, это не была территория какого-то его знакомого, там жили абсолютно неизвестные ему люди. «Да ладно, нормально, я же не последний кусок забрал» – ответил мне папуас.
Представил, как возвращаюсь в свой российский город, захожу к соседу Алексею. И, пока он куда-то отвлекается, – съедаю котлеты на плите, выношу телевизор и вазу. Нет, ну а что: у Лешки зарплата 70 тысяч, он себе еще купит!"
А я вот считаю: все-таки, как полезно иногда мужчине окунуться в другую среду, посмотреть как в другом мире все перевернуто с ног на голову. Очень освежает, мне кажется, сознание. Ну и вообще: мы, белые люди, и правда еще себе купим все? Правда же?
В своем блоге Zorkinadventures собираю мужские истории и опыт, делаю интервью с лучшими в своем деле, устраиваю тесты нужных вещей и экипировки. А еще здесь – подробности деятельности редакции National Geographic Россия, где я работаю.