Найти тему

ДАЕРММУАЗУАЯ-12. "Падение Гены не умаляет подвига Юры."

Апрель-май 1961 г., Красноярский край, ст. Решоты, один из исправительно-трудовых лагерей.

Согласиться на должность в лагере будучи заключенным-даже на такую как библиотекарь-значит согласиться на сотрудничество с администрацией. А значит получить значительную долю неприязни и презрения со стороны таких-же арестантов. Семен понимал это и всё-же согласился на предложение начальника охраны жилзоны. Интуиция не подвела его и на этот раз.

-2

Бывший военнослужащий войск НКВД, а ныне сотрудник системы ИТЛ, запомнивший Семена в лицо во время войны, по какой-то причине проникся к Семену симпатией. Раз в две недели начальник охраны вызывал новоиспеченного библиотекаря к себе. Сначала Семена это напрягало-особенно в первый раз. Ему казалось что матерый чекист хочет его "раскусить", запомнив настоящую фамилию Семена. Но мало-помалу опасения Семена развеялись.

-3

Бывший "заградотрядовец-НКВД-шник" несмотря на его прошлую и нынешнюю службу не обладал подлой натурой. Кроме того, ему сразу понравилась готовность Семена сотрудничать и его военная выправка. Эхо войны, отгремевшей 16 лет назад, до сих пор стучалось к нему в душу и сердце. Ему хотелось поговорить о фронтовых годах, но не было в лагере никого с кем он мог-бы поделиться воспоминаниями и услышать в ответ что-то подобное. И вот в лагерь прибыл новый арестант-да не абы какой, а с которым доводилось встречаться на фронте!

Когда Семен вступил в должность библиотекаря и был через неделю снова вызван к начальнику, на душе у него заскребли кошки.

"Зачем вызывает?"-думал Семен.-"Неужели будет раскалывать?!"

-А, сапёр!-приветствовал начальник Семена.-Проходи. Ты знаешь, я ведь тебя вижу насквозь.

По спине нового библиотекаря пробежал нехороший холодок. "Стоит ли отпираться?"

-Да-да! Не удивляйся.-продолжал офицер.-У меня глаз наметанный-ещё со службы в заградотряде. Прожжёного урку от случайно попавшего сюда человека я отличу безошибочно. Даже если случилось так, что тебе пришлось надеть на себя эту форму-это была твоя ошибка. А не преднамеренное действие. Так ведь?

-Так точно.-соврал Семен.

-Ладно.-молвил офицер, закуривая папиросу "Казбек".-Ты вот скажи мне. Сталинград оборонял?

-Так точно.-ответил Семен.

-Слушай.-покривился офицер.-Ты что заладил как попугай? Расскажи давай- а не "так точно"..

С тех пор все разговоры начальника охраны жилзоны и библиотекаря были о прошедших фронтовых буднях. Семен осмелел и даже начал задавать вопросы, на что офицер разражался историями из своей службы. От некоторых подробностей кровь буквально стыла в жилах..

-4

Вскоре Семен понял-для чего он был нужен офицеру..И хотя "раскусыванием" вроде бы не пахло, он продолжал соблюдать осторожность. Семен в своих воспоминаниях о войне не упоминал о наградах, которые он получил от Родины.

Вскоре у Семена была своя крохотная комнатушка при библиотеке, в которой ему было разрешено находиться и ночевать, за что он был безмерно благодарен офицеру. Это свело к минимуму его общение с уголовными элементами. Они продолжали выражать ему своё презрение, но понимали, что библиотекарь находился в особых отношениях с администрацией.

-Слушай, сапёр. Почему тебе никто не пишет?-поинтересовался начальник охраны- Да и посылок для тебя нет..

-Нет у меня никого, начальник.-ответил Семен.-Вся семья погибла под бомбёжкой..

-А чего не женился после войны?

-Да вот как-то не сложилось..

О том, что произошло 12 апреля 1961 года, Семен впервые услышал от заключенных, но так как это было рассказано невнятным своеобразным языком от не менее своеобразных рассказчиков, то он посчитал это какой-то сплетней и просто отмахнулся. Какими судьбами арестанты узнавали все последние новости-было и остаётся загадкой.

В лагере заключенным-тем, у кого не было взысканий-разрешалась оформлять подписку на некоторые газеты и журналы, которые доставлялись именно в тюремную библиотеку и уже потом отдавались подписчикам. Поэтому Семен имел возможность первым в лагере узнавать относительно свежие новости: газеты в ИТЛ приходили с некоторым запозданием. Тем не менее, велико было изумление лагерного библиотекаря, когда он взял в руки номер "Известий". Заголовки ошеломляли:

"Советский человек в космосе"

"Величайшая победа нашего строя, нашей науки, нашей техники, нашего мужества."

"12 апреля 1961 года в 10 часов 55 минут космический корабль-спутник "Восток" благополучно вернулся на священную землю нашей Родины."

Семен погрузился в чтение. "Репортаж с места приземления.."

-5

Чем дальше он читал, погружаясь в суть сногсшибательной новости, тем больше чувствовал как кожа покрывается мурашками. После прочтения, он буквально впал в ступор. Неподвижно уставившись на фотографию человека, который побывал в космосе, обогнул Землю и благополучно приземлился, он думал:

"Юрий Алексеевич Гагарин..Первый космонавт в мире..А вот Гена приземлился неблагополучно. Кем он был?"

Снова и снова пересматривая "Известия" и "Правду", перечитывая бравурные лозунги и передовицы, Семен понимал-насколько для страны-а вернее для её властей-было важно чтобы человек, первый побывавший в космосе, не погиб. А если первый космонавт погиб-никто не должен узнать об этом!

"Интересно-ищут меня или нет? Распознали ли спецслужбы план единственно оставшегося в живых участника группы Дроздова? Было ли проведено опознание тел родственниками? Ведь у меня нет и не было никаких татуировок. Как и где похоронили бедных студентов? Лежит ли с ними в одной братской могиле Гена, который неудачно приземлился?"

Знал ли Юрий Гагарин о том, что до него в страшную черную пустоту был запущен некий Геннадий со странными наколками на руках?

"Неважно!"-решил для себя Семен.-"Неважно-знал Гагарин о предшественниках или нет! Это нисколько не умаляет величие его подвига!"

"Возможно Гена был не один. И если бы Юрий Алексеевич погиб-то также об этом никто не узнал бы."-продолжал размышлять Семен.-"Только вот за что погибли шестеро парней и две девчонки? Узнает ли когда-нибудь мир правду о их гибели?"

Когда Семена в очередной раз вызвали к начальнику охраны, то он услышал следующее:

-Слыхал, сапёр?! Наша Советская Родина запустила человека в космос! Юрий Алексеевич Гагарин облетел Землю и благополучно вернулся! На вот, смотри!

И офицер подал Семену очередной номер "Известий".

"Здравствуй, отважный сын Отчизны."

"День, который войдёт в века."

Указы о награждениях и присвоених званий майору Гагарину Ю. А...

На фото Хрущев обнимает Гагарина..

-Это замечательно!-сказал Семен.-Это величайший подвиг и Гагарина, и всего нашего народа!

Семен сказал это искренне..

* * *

Апрель 1962 г., г. Свердловск, Свердловский областной комитет КПСС, кабинет первого секретаря обкома.

-6

-Ну что-же, Андрей Павлович, желаю Вам всего наилучшего на новой работе в столице!-сказал Константин Кузьмич Малахаев, пожимая руку Андрею Петровичу Билибенко, который получил новый высокий пост в Бюро ЦК КПСС.-Надеюсь не забудете нас и наш Урал!

-Спасибо, дорогой Константин Кузьмич!-ответил Билибенко.-Что Вы, как можно забыть всё это..Я уезжаю в Москву, но моё сердце остаётся здесь! Больше десяти лет отдано Уралу..

-Я имел ввиду-поможете мне, если что..-пробормотал Малахаев.-Поддержка из столицы-великое дело..

-Ты, Константин Кузьмич, главное никому тут спуску не давай!-напутствовал преемника Билибенко.-Народ у нас сам знаешь какой! Чуть дал слабину-и всё покатится к чертям! Поэтому неукоснительно следуй политике Партии.

-Разумеется, разумеется, дорогой Андрей Петрович.-заверил Малахаев.

-Ну что-передаю свой кабинет с лёгким сердцем!-сказал Билибенко.-Знаю что область будет в надёжных руках!

Довольный Малахаев подобострастно улыбался. Ведь он становится "царем и Богом" Свердловска и области, а его предшественник будет отныне в Москве! Всё складывается как нельзя лучше..

Билибенко собираясь покинуть кабинет, в котором он просидел довольно большой отрезок времени, вдруг повернулся к Малахаеву:

-Да, Константин Кузьмич, вот ещё что. Помните то дело с туристами?

-С туристами? Это которые в Ивдельском районе погибли?-вспомнил Малахаев.

-Да, именно то!-подтвердил Билибенко.-Дело получило большой резонанс и было под контролем Москвы-Вы об этом знаете. Уголовное дело закрыто, сдано в секретный архив, но..Надо продолжать держать его под контролем. Мне недвусмысленно напоминали из столицы о том, чтобы никаких разночтений по причине их гибели не было!

-Ну так если дело закрыто-какие могут быть разночтения?-удивился Малахаев.

-Дорогой мой! Ещё раз напомню Вам о нашем народе! Пройдет какое-то время-и про это начнут писать-можете не сомневаться!-менторским тоном сообщил Билибенко.-И вот эту писанину нужно держать под контролем!

-Так что-совсем не пропускать ничего?-спросил Малахаев.

-Так тоже нельзя, Константин Кузьмич.-сказал Билибенко.-Пусть пишут-но нужно направлять эту писанину в нужное русло. Сначала проверить. Если какая-то публикация в прессе или может быть даже книга не будет противоречить официальному заключению следствия-пропускай. А всё остальное-зарубай! Только природные факторы виновны в их гибели: мороз, снег, ветер, вьюга и всё такое. И ничего больше! Ты сам видел что было. Кого тут только не было! Здесь всё очень серьёзно-затронуты военные. Мне так и сказали из Москвы-наивысшая секретность!Поэтому, дорогой мой, если ты в этом деле что-то упустишь-не усидишь тогда в этом кресле!

Продолжение следует.