****
Исследователь битвы за Москву В.И. Берендеев – об успешных действиях 60-й стрелковой бригады П. Ф. Ахриянова в ходе операции по освобождению можайского вокзала.
«Бои в районе станции продолжались с 16 по 20 января 1942 г. не прекращались ни днем, ни ночью. Особенно ожесточенные схватки продолжались на подступах к вокзалу, каменное здание которого фашисты превратили в прочный опорный пункт с несколькими пулеметными гнездами…
2-й батальон бригады получил приказ: занять здание вокзала.
Вечером 16 января батальон предпринял решительную атаку… Во главе наступающих шел заместитель командира младший воентехник Е. И. Мартынов… Подразделение приблизилось к вокзалу, но было замечено гитлеровцами. Встревоженные опасностью окружения, они перенесли основную массу огня против обходящей их роты красноармейцев.
Интенсивный заградительный огонь прижал наступающих к земле. Мартынов подал команду: «Ползти вперед, не отступать!» - и воодушевил бойцов личным примером… Противник яростно огрызался, но цепи атакующих неумолимо приближались к нему. Боец В. И. Федоренко, командуя стрелковым отделением, обнаружил расположение немецкого пулемета, уничтожил его и облегчил задачу наступающих взводов. Будучи раненым, Федоренко не вышел из боя и продолжал вести своих товарищей вперед. До вражеского логова оставались десятки метров. Уже погиб отважный офицер коммунист Мартынов. Но рота продолжала выполнять его приказ. Командовал ею лейтенант В. Н. Джевага.
Г. А. Сысоев, исполнявший должность политрука 1-й роты, увлек бойцов личным примером и возгласом: «За Родину! Вперед!». Все ринулись за ним к зданию вокзала. В оконный проем, изрыгавший автоматные очереди, Сысоев бросил гранату. Но в тот же миг его сразила фашистская пуля. Через минуту сопротивление гитлеровцев, атакованных с двух сторон, было сломлено, и обе роты одновременно ворвались в здание вокзала.
…Ярость фашистов возросла, когда с рассветом 17 января они увидели над вокзалом гордо реющий красный флаг. Яркое полотнище было видно отовсюду. Его видели и в наших частях, в немецком гарнизоне, заметили его и мирные жители оккупированного города. Не трудно понять, какое сильное влияние оказал этот флаг на наших воинов и на гражданское население. Также не трудно вообразить и настроение захватчиков: появление красного флага предвещало им неминуемый разгром».
****