Часто главными причинами поражения РККА в июне 1941 года считают бездарное командование и нежелание красноармейцев сражаться за свою Родину, конечно,и то, и то неправда. Были более веские факторы, о них давайте и поговорим. Во-первых, основные силы Красной армии не были сосредоточены вблизи западной границы. Так, части второго и третьего эшелона 22 июня 1941 года были в пути, и лишь только выгружались в глубине нашей территории. Причем, дивизии были укомплектованы по мирному времени порядка 6-7 тыс. человек, тогда как немецкие - по-военному, и насчитывали штыков в два с половиной раза больше. А если взять во внимание, что в первый день ВОВ 100 немецких дивизий атаковали 40 наших, многое становится понятно сразу.
Что касается техники, да, у нас был как минимум двукратный перевес в танках и самолетах. Но вот только немецкая техника была полностью готова к войне, пройдя все необходимое обслуживание. Имелись тягачи для орудий и возможность надежного снабжения. У нас все наоборот. Тяги для артиллерии не хватало, ее планировали изъять из народного хозяйства, базы снабжения войск порой находились на значительном удалении и были уязвимы с воздуха. Не было автомашин для пехоты, тогда как немцы согнали их со всей Европы. В итоге, даже те исправные танки не добрались до мест сражения, усеев обочины дорог своими силуэтами.
Другие в бою оказывались без топлива и снарядов, так как автомашины снабжения находились под постоянными бомбежками. Здесь стоит вспомнить гибель 6-го мех. корпуса, танки которого остались без горючего, и, по большей части, были уничтожены личным составом. Кстати, Т-34 и КВ. Возникает вопрос, а где были ВВС РККА? Они сражались, но эффект первого удара давал знать о себе.Так же часть аэродромов была перекопана, так как шла реконструкция ВПП. Отсюда сосредоточенность машин на действующих площадках, и большие потери при бомбежке. Да и наши техники уступали немецким во времени подготовки самолета к очередному вылету. Как итог, люфтваффе планомерно задавливали наши ВВС, а наступающие на земле фашистские части захватывали аэродромы. Так же отметим, что в местах основных ударов у немцев было колоссальное превосходство.
В том же Юго-Западном военном округе, насчитывающем 1,4 млн. чел, 4 тыс. танков и 4 тыс. самолетов это больше чем у группы армий "Юг". Но соотношение сил в бою было не в пользу наших войск, и составило 1 к 3,6 в людях, и 1 к 1,2 в танках, сюда же двукратное превосходство врага в артиллерии. В других округах дела были куда хуже. На Белоруссию вовсе были нацелены 2 танковых группы из имевшихся четырех на тот момент. И, конечно, имевшиеся там войска не могли остановить такую лавину из техники и людей. Как итог, оставление Минска уже 28 июня 1941 года, и окружение войск западней его. Но зато у ставки всегда были резервы, которые позволяли стабилизировать положение на фронте.
Командование я тоже бы не обвинял.Руссиянов, Лелюшенко, Алябушев, Черняховский, Рокоссовский, Ватутин........ Те же контрудары Жукова и Тимошенко были вполне логичными в той ситуации, в условиях отсутствия связи. Мехкорпуса ввиду вышеперечисленных причин были обречены, и то, что они смогли выиграть драгоценное время, и нанести потери врагу, было достижение. Так же стоит отметить стойкость и героизм советских людей, это вообще отдельная тема. В итоге, все это способствовало остановке наступления уже на 4-й неделе войны и срыва Барбаросса, и об этом мы уже рассказывали. А параллельно с этим шла эвакуация заводов на восток, и переход тыловых предприятий в реалии военного времени. Труженики готовились совершить свой подвиг.