Найти в Дзене
Записки КОМИвояжёра

Как «борец за свободу» изуродовал «Данаю»

Маньяк или борец с тоталитаризмом?

Он вёл себя, словно женщина на картине была живая: сначала дважды порезал ее ножом, потом плеснул серной кислотой для верности.

В зале голландских мастеров
В зале голландских мастеров

Охранники скрутили его, потом была экспертиза, признавшая «вялотекущую шизофрению», долгое лечение в спецклинике. После распада СССР он был депортирован в Литву, но, к чести прибалтов, его не пытались сделать героем борьбы с советскими оккупантами – уж очень скверная была история с попыткой уничтожения шедевра Рембранта, хотя, по его словам, всю жизнь Бронюс Майгис ненавидел Советский Союз за то, что красноармейцы расстреляли его отца – «лесного брата», но отомстил при этом всему мировому искусству, жизнь прожил странную, женщин сторонился, а товарищам по работе запомнился в основном как молчун и жалобщик, поселился на родине в пансионате, с журналистами не общался, не имел не только друзей, но даже знакомых.

Произошло всё так

Рабочий день 15 июня 1985 года начался в Эрмитаже как обычно. Дождавшись, когда экскурсовод с группой перешли в конец зала, немолодой мужчина, оглянувшись по сторонам, расстегнул пиджак, достал из-под полы нож и банку с серной кислотой…

Когда к нему подбежал старшина милиции, мужчина спокойно стоял возле картины и любовался своими преступными трудами: краска на полотне пенилась и пузырилась. Сотрудники музея пытались спасти картину, смывая кислоту водой, но больше всего пострадала самая ценная часть картины – фигура Данаи, кислота выжгла в слое живописи глубокие бо­розды, которые заполнили стекавшие сверху другие краски, перемешавшись с кислотой.

Так выглядел шедевр после атаки вандала
Так выглядел шедевр после атаки вандала

При личном досмотре у задержанного 48-летнего литовца Бронюса Майгиса, нелегально проживающего в Ленинграде, изъяли самодельную взрывную шашку, спрятанную в штанине спортивных штанов, надетых под брюки.

После задержания Майгис заявил, что это было политическое престу­пление – он ненавидит советскую власть, которая убила его отца. Потом, поняв, что это заявление грозит ему большим сроком, изменил показания, утверждал, что мотив преступления был сугубо личный. Якобы он ненавидит женщин за их рас­путство, а «Даная» – публично выстав­ленный образец разврата. Эта версия отпала после того, когда следствие выяснило, что Майгис намеревался со­вершить аналогичный акт вандализма в одном из музеев Москвы. Первоначально Майгис планировал устроить в Эрмитаже и взрыв, для чего и принес взрывчатку, но побоялся ее исполь­зовать – в музее было многолюдно, ему могли помешать.

Сейчас Майгису 83 года, живёт в маленьком городке. Про него откровенно забыли, он пытался издать книгу, но его жизнь и поступок никому не интересны.

А что же «Даная»?

На реставрацию картины у специалистов ушло долгих 12 лет. Многие не верили в успех. В тот злополучный день, после того как закончилась химическая ре­акция, картину закрепили составом из рыбного клея и меда. Вопрос о ча­стичном или полном восстановлении, то есть создании копии, еще пред­стояло решить специальной комиссии экспертов. В итоге было принято решение о реставрации, которая и началась в Малой церкви Зимнего дворца, где были созданы необхо­димые климат и освещение.

Реставраторы проделали гигантский труд
Реставраторы проделали гигантский труд

Только полтора года ушло на укрепление слоя красок и грунта и удаление следов кислотной реакции. Главной задачей реставраторов была наибольшая возможность возврата к первона­чальному варианту картины, и они с ней успешно справились.

В 1997 году реставрация была, на­конец, закончена, и с того времени «Даная» вновь экспонируется зале голландской и фламандской школ жи­вописи. Правда, теперь она защищена бронированным стеклом.