В этой серии материалов расскажем, что следует знать перед показом последнего фильма легендарного Федерико Феллини – «Голоса луны», который показывают в России с 20 января (мы же посмотрим его киноклубом 23 января в Екатеринбурге).
Поздний этап творчества Феллини отмеряют по-разному: кто-то ведёт отчёт с малоизвестных «Клоунов» и «Рима», другие начинают с культового «Амаркорда», некоторые и вовсе берут обособленно последние четыре-пять фильмов (с «Города женщин» или «И корабль плывёт»).
Каждое деление можно обосновать. Важно другое: с годами фильмы Феллини всё больше превращаются в «бурлящую и причудливую фантасмагорию» (по выражению итальянского писателя и друга режиссёра Альберта Моравиа).
Персонажи, интерьеры и ситуации «утрированы, деформированы, превращены в карикатуру» и потому «взрываются изнутри». Такие взрывы, считает Моравиа, не являются самодостаточными: они позволяют прикоснуться к новому значению.
Барочные тенденции писатель заметил ещё в срединном периоде режиссёра (после просмотра картины «Джульетты и духи»). У позднего Феллини этот принцип становится ещё нагляднее. Диковины фашистского Римини в «Амаркорде» здесь соседствуют с безумием «Города женщин», а предваряющий Первую мировую войну «корабль дураков» передаёт эстафету фильму «Джинджер и Фред», включающему в себя едкую сатиру на телевидение.
Фантасмагория великого итальянца продолжается и завершается в «Голосе луны».