Найти в Дзене
Сергей Корчагин

90-е в России. "Лихие" или "свободные"?

Распад Советского Союза в 1991 году и последовавшее за ним время 90-х годов стало особой вехой в жизни русской цивилизации. Разрушение государства, социальных институтов, экономических связей сказалось на каждом. Эти события породили резкий упадок уровня жизни, демографический кризис, сепаратизм регионов, бандитизм. В общем, рушился весь социальный уклад. С другой стороны это было время перехода к рыночной экономике и активного развития предпринимательства, торговли, смены системы ценностей и вхождения в глобальный мир. И существует два полярных названия 90-х годов – «лихие» и «свободные», «святые». Какая из точек зрения ближе к истине попробуем посмотреть с точки зрения марксизма и психоанализа.

Фото взято с сайта Яндекс Картинки
Фото взято с сайта Яндекс Картинки

СССР с точки зрения формационного подхода находился на этапе социализма, пусть и с некоторой спецификой. Главный принцип – «от каждого по способностям, каждому – по труду». Для перехода на капиталистические рельсы, т.е. предыдущую формацию, необходимо было упростить структуру и связи в системе. Но действительно ли в 90-х мы начали строить капитализм? Только на первый взгляд.

После распада СССР общество, по сути, рухнуло в первобытнообщинный строй, куда-то на стык с рабовладением, хотя по форме, казалось, что это рынок. Чтобы это понять, нужно разобраться в признаках этой общественно-экономической формации.

1) Система коллективной безопасности существует на уровне общины – в 90-е государства, как института, не существовало(об этом открыто говорит О. Тиньков), а коллективная безопасность закрепилась на уровне отдельно взятой семьи (общин уже не было, а трудовые коллективы с закрытием производств распадались).

2) Производящее натуральное хозяйство, где работали все – именно так в 90-е и жила большая часть страны. У моей семьи был большой огород для выращивания картошки, небольшой для овощей и дача для всякой мелочи. Там работали всей семьей.

3) Отсутствие иерархий - на уровне одной семьи иерархии как таковой нет. В то же время началось их формирование. Например, бандитские группировки, которые расцвели буйным цветом по всей стране, это и есть попытки создать коллективную систему безопасности на более высоком уровне и внутри нее иерархию.

4) Примитивные орудия труда, маленький совокупный прибавочный продукт, отсутствует присвоение, общинная собственность на все – все, что создавалось своими руками, уходило на пропитание семьи, присваивать и откладывать особенно было нечего, огороды обрабатывались вручную или с использованием минимальных орудий труда. Я в детстве, например, сидел на лошади, когда она пахала наш огород под картошку и тащила плуг.

Было примерно вот так. Фото взято с сайта flickr.com
Было примерно вот так. Фото взято с сайта flickr.com

Иными словами по форме это выглядело как капиталистическая система, но по сути это был стык первобытнообщинного строя и рабовладельческого. Просто вследствие качественно более высокого уровня развития производительных сил заниматься охотой и собирательством на постоянной основе не приходилось, хотя и такой промысел был очень распространен. И производственные отношения, которые были разрушены, подтягивались к силам. Конечно, раз не было государства, то не было и законов, а значит делай, что хочешь! И кто не был сильно обременен моральными и нравственными обязательствами использовали эту ситуацию в свою пользу. А в 2000-е годы при В.В. Путине страна перешла на феодальный уровень отношений (второй тип рабовладения). То есть относительно 90-х это был однозначный прогресс, но относительно СССР – это отсталая форма социальной жизни.

Не менее интересная вырисовывается картина, если посмотреть на это время с точки зрения психоанализа. Человек в процессе своего развития проходит определенные этапы психосексуального развития. Но в случае стрессовых ситуаций включаются определенные защитные механизмы. Одним из них является регресс.

Регресс – защитный механизм, являющийся формой психологического приспособления в ситуации конфликта или тревоги, когда человек бессознательно прибегает к более ранним, менее зрелым и менее адекватным образцам поведения, которые кажутся ему гарантирующими защиту и безопасность.

Но регрессировать может не только отдельный человек, но и коллективное бессознательное! Именно это и произошло в 90-е годы. Если во время СССР мы коллективно находились на подростковом уровне (как и капиталистическая система), но с определенными задержками, то рухнули мы до возраста 5-6 лет. В этом возрасте у ребенка существуют только его желания, все другие объекты являются частью его мира и служат для их удовлетворения. При этом в его мире нет людей с самостоятельными желаниями и свойствами. Слабое соприкосновение с реальностью, малый опыт, отсюда высокая доверчивость. Неспособность и нежелание договариваться, «кто сильнее, тот и прав». О том, что эти явления действительно имели место, можно судить по их материальным воплощениям: нещадная эксплуатация одних групп другими, расцвет религиозной жизни, финансовые пирамиды, наивность во взаимоотношениях с внешним миром, особенно с Западной цивилизацией, высокая преступность (как дети в песочной площадке не могли ничего поделить и договориться). Конечно, какие-то части социума упали сильнее, какие-то меньше, те, кто были наверху, не регрессировали вовсе и получили уникальную возможность к перераспределению активов из общественной собственности в частную.

Так 90-е «лихие» или «свободные»? «Лихие», потому что это был коллапс всей социальной жизни и, конечно, «свободные», если под свободой понимать отказ от всех ограничителей человеческого эгоизма и возможность удовлетворять свои желания за счет других безнаказанно. И когда человек выбирает ту или иную позицию, сразу становится понятно к какой группе лиц он себя относит: тех, кто эксплуатировал или тех, кого эксплуатировали.

А что вы думаете о 90-х? Как для вас и вашей семьи прошел этот этап? Оставляйте свои мнения в комментариях, если понравилась статья, ставьте лайки.