Николай Трофимович Драган, ветеран Великой Отечественной войны свой новый год провел в боях за Львов на территории западной Украины. Перед тем как отправиться на фронт, Николай Трофимович провел три месяца в селе Хоботово Тамбовской области, обучаясь искусству войны.
— Мы жили в землянках, привыкали к тому, что ждет нас на фронте, — рассказал Николай Трофимович. — Запомнился случай, когда перед отправкой на фронт нас осматривал командир полка. Я был самый низкий из солдат, подходящего обмундирования не нашлось. Рукава моего обмундирования были длиннее. Командир дал распоряжение, чтобы в деревне нашли швею и подогнали одежду под мой размер.
На фронт Николай Драган отправился в ноябре 1944 года, новый год встретил в боях за Львов на западной Украине в составе четвертой роты 667 стрелкового полка, 260 стрелковой дивизии.
— Любое празднование, в том числе и нового года, зависело от положения на фронте, — рассказал Николай Трофимович. — Если было тихо и не было наступления, то мы собирались вместе, ели солдатскую кашу, которую готовила полевая кухня. Солдатам выдавали обязательные 100 грамм фронтовых. Подарки взять было неоткуда, поэтому мы дарили друг другу личные вещи, — кисеты, часы. Это была и память на всю жизнь. Я тоже обменялся часами на новый год с фронтовым товарищем.
День Победы ветеран встретил в госпитале, получив ранение в ходе боев за польский город Бреслау.
— Мне поступил прямой приказ, зайти с тыла и уничтожить вражескую пулеметную точку вместе с расчетом, — вспомнил Николай Драган. — Я спросил только, пойду ли я один, или с группой. Командир ответил, что один, поскольку с группой было невозможно пройти незамеченным.
Как зайти в тыл пулеметной точки донесла разведка. На боевое задание Николай Трофимович отправился с шестью гранатами и автоматом.
— Когда зашел в тыл выглянул и оценил обстановку, у пулемета было три человека, — отметил Николай Драган. — Две гранаты у меня были спаренными, чтобы взрыв был сильнее и повредил орудие. Вражеский расчет был от меня примерно в 13 метрах, я находился чуть выше, чем они. Первую связку бросил лежа, но пулемет не замолчал. Тогда я поднялся в полный рост и бросил еще две гранаты.
После того, как пулемет перестал работать, пехота пошла в атаку. Но поддержать наступление Николай Трофимович уже не сумел.
— Буквально через несколько десятков секунд после того как я подавил вражескую огневую точку, рядом со мной взорвалась мина, — рассказал ветеран. — Сознание я не потерял, поэтому помну гул, взрывы, бегущих в атаку однополчан. Три осколка пробили мне левую ногу, один до сих пор находится в теле. Мою шинель всю изрешетило осколками.
Николая Трофимовича подобрали санитары, оказали помощь, отправили в госпиталь. За выполнение боевой задачи Николая Драгана наградили орденом Славы IIIстепени.
Уже после войны в госпитале ветеран с однополчанами встретили Пасху.
— Нам табак выдавали, а я и несколько моих товарищей не курили, — вспомнил Николай Трофимович. — Госпиталь находился в австрийском городе Рехниц. Австрийский язык похож на немецкий, которым владел один из моих боевых товарищей. Мы наменяли этот табак на яйца и отметили Пасху в госпитале.
Войска первого Украинского фронта отправляли домой, распределяя бойцов в вагонах, согласно месту жительства солдат.
— По ходу движения вагоны отцепляли, — вспомнил Николай Трофимович. — На станции в Киеве я вышел на перрон размяться. Посетовал вслух, что поезд долго стоит. Тогда красноармеец, охраняющий перрон спросил, откуда я родом. Я ответил, что из Ольховатки. Как оказалось, этот красноармеец был моим земляком, а его брат Павел Кравченко был моим другом по учебке в Тамбове. Уже по прибытию в Воронеж, я встретил на вокзале Павла и передал ему привет от брата из Киева.
Запомнил Николай Трофимович последние подарки с фронта.
— Мне выдали 10 килограммов муки первого сорта и 20 метров шелк, молочно-кремового цвета, — рассказал Николай Драган. — Из этого шелка мои сестры и мать пошили кофточки. Получилось, что с войны я привез подарки всей семье.
Ветеран часто вспоминает своих боевых товарищей, ветеранов Великой Отечественной войны.
— У нас были хорошие теплые отношения с моими коллегами по работе в Ольховатском профтехучилище, — отметил Николай Драган. — К сожалению, их уже нет в живых. Остались лишь фотографии.