Найти в Дзене
Раиса Копылова

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ РАЗРАБОТОК В СОСТАВЛЕНИИ ПРОЕКТА ОРГАНИЗАЦИИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Оглавление

Директор по развитию компании ООО "Алвиком" Николай Александрович

Автомобили прочно вошли в жизнь современного общества, обеспечив необходимый объем регулярных грузоперевозок в любой сфере. Сельское хозяйство, строительство, обслуживание клиентов не могут полноценно функционировать без использования транспорта. Эта ситуация предъявляет серьезные требования к организации дорожного движения. В результате дорожно-транспортных происшествий ежегодно погибают десятки тысяч человек, а ущерб насчитывает миллионы рублей.

Безопасность дорожного движения состоит из обширного комплекса мероприятий, целью которых является защищенность его участников от ДТП и их последствий. Это первоначальная задача, которую необходимо решать в первую очередь, не отказываться от модернизации существующих положений и нормативных актов. Правительство создает новые программы, разрабатывает правила движения, которые могут повысить уровень безопасности как водителей, так и пешеходов. Регулярно применяются современные инженерные схемы и новые методы регулирования дорожного движения, заимствуется зарубежный опыт.

Мероприятия по организации дорожного движения направлены на предотвращение заторов на определенных участках пути, устранение мест, где дорожно-транспортные происшествия случаются чаще всего. Также важно учитывать интенсивность потока автомобилей, специфику улично-дорожной сети, необходимость временной или регулярной стоянки транспортных средств.

ПОДД КАК МЕТОД ПОВЫШЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ НА ДОРОГЕ

Проект организации дорожного движения (ПОДД) представляет собой документ, целью которого является повышение уровня защищенности пешеходов и автомобилей. Важно доверить составление ПОДД компетентным специалистам, способным учесть все нюансы данной отрасли. В процессе подготовки документа учитывается два важных параметра. Первый – уменьшение экономических потерь участников дорожного движения. Второй – повышение эффективности условий поездок на конкретном участке магистрали, что в свою очередь снижает уровень неблагоприятного воздействия на окружающую среду. Увеличение пропускной способности дорожной сети позволяет оптимизировать движение, минимизируя риск ДТП.

КТО ЗАИНТЕРЕСОВАН В ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ

Проект ОДД прописывает особенности размещения элементов дорожного обустройства на конкретном участке пути. Главной заинтересованной стороной в составлении инженерного документа является владелец территории и находящихся на ней построек. Если он проигнорировал нормативные акты и предписания, не организовал движение в соответствии с правилами безопасности, значит, ответственность за произошедшее ДТП полностью лежит на нем.

Если владелец территории позаботился о составлении проекта организации дорожного движения, но произошла авария, его степень вины рассматривается с совершенно иной точки зрения. Формально ответственность лежит на том, кто проигнорировал дорожные указатели, не принял во внимание возможные риски, превысил скорость, пошел на обгон и т.д. Соблюдение правил движения на улицах и магистралях снижает вероятность аварии в разы.

В ПОДД учитываются интересы всех участников движения. Отдельно прописываются положения о передвижении по дорожному полотну людей с ограниченными физическими возможностями (инвалидов). В проекте обязательно указывается специфическая разметка, а также необходимые для установления в определенных местах дорожные знаки, парковочные места для людей, которые не могут себя полноценно обслуживать.

Правительство со своей стороны делает все возможное для максимальной защиты маломобильных групп населения. За последние годы было разработано несколько нормативно-правовых актов, предписывающих организацию парковочных мест для этой категории. В связи с этим участились проверки автостоянок контролирующими органами. Если владелец парковки проигнорировал данное предписание, его могут привлечь к ответственности. Контроль наличия у владельца территории проекта организации дорожного движения возложен на:

  • органы местного самоуправления;
  • прокуратуру;
  • Госавтоинспекцию.

Каждый их этих органов имеет право провести внеплановую проверку, по результатам которой вынесет свой вердикт.

ПОЧЕМУ ИНОСТРАННЫЕ ПОДД В РОССИИ НЕ ЭФФЕКТИВНЫ?

Программ, которые лежат в основе разработки проектов организации дорожного движения, существует на сегодняшний день в огромное количество. Часть из них создана отечественными специалистами, а некоторые имеют зарубежное происхождение. Но разные государства предъявляют разные требования по организации движения, составлению документальной базы и другим нюансам. Наши специалисты пришли к выводу, что проще составить проект на основе отечественной программы. Это решит не узкий круг задач, а максимально повысит безопасность на большом участке дороги.

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ ПОДД

Технически грамотно составленный проект способен решить несколько вопросов одновременно:

  • организовать определенные режимы движения грузовых и легковых автомобилей на дороге таким образом, чтобы были учтены сооружения в этой местности, их тип и конструктивные особенности;
  • обеспечить безопасность не только водителям транспортных средств (и сохранность их имущества), но и пешеходам, в том числе маломобильным группам;
  • создать условия для того, чтобы водитель мог правильно использовать ширину проезжей части, минимизируя риски столкновения с другим автомобилем;
  • оперативно информировать всех участников о возможном изменении условий передвижения на дороге;
  • донести данные о возможных маршрутах проезда через определенный участок местности, созданных условиях для транзита.

Одними из лидеров по разработке ПО в плане организации дорожного движения являются компании ООО «Титул-2005» и ООО «ИндорСофт». Специалисты создают проекты, базируясь на действующих нормативно-правовых актах и федеральных законах.

К основным проблемам, связанным с разработкой проектов, можно отнести отсутствие у большинства компаний сертифицированных передвижных дорожных лабораторий, программ для создания ПОДД, а также опыта в работе такого рода. Это приводит к тому, что компании снижают цены с целью привлечь как можно больше клиентов. Это неминуемо отображается на качестве оказанных услуг. В ряде случаев документация не только не обеспечивает безопасность на дороге в полной мере, но и повышает аварийность на трассах, приводит к большим убыткам. В большинстве случаев доказать, что вина лежит на проектной фирме, не представляется возможным.

Согласно законодательству Российской Федерации, проект ОДД (ПОДД) лежит в основе создания комплексных схем (КСОДД). В ряде случаев он может оставаться отдельным документом. Некоторые компании-разработчики поступают еще проще – они совмещают проект и комплексную схему. Это помогает сэкономить, клиент не платит дважды за сбор и обработку первичной информации, проведение замеров. Также такой подход гарантирует отсутствие противоречий между двумя документами, что зачастую ставит в тупик контролирующие органы при проведении проверки.

МАТЕРИАЛЫ ПОДГОТОВЛЕНЫ НА ОСНОВАНИИ ОФИЦИАЛЬНЫХ ИСТОЧНИКОВ:

  1. Приказ Минтранса России (Министерство транспорта РФ) от 30 июля 2020 г. №274 «Об утверждении Правил подготовки документации по организации дорожного движения»;
  2. Федеральный закон «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 29.12.2017 № 443-ФЗ;
  3. Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 N 196-ФЗ (с изменениями на 30 июля 2019 года);
  4. «Порядок разработки и утверждения проектов дорожного движения на автомобильных дорогах», предложенный ДОБДД МВД России и Федеральным дорожным агентством.