Станислав Лем застал обе экранизации своего знаменитого романа. С Тарковским он даже пытался вместе работать над сценарием, но совместное творчество писателя и режиссера не задалось: Тарковский в своей режиссерской манере хотел показать всю красоту Земли, а Лем, будучи писателем-фантастом, превозносил величие Космоса.
Лему вышедший в 1972 году фильм Тарковского совершенно не понравился: он заявил, что получилось какое-то «Преступление и наказание», а не фантастика.
Где Лем у Тарковского Достоевского откопал — вопрос вопросов, конечно. Но на то они и классики, чтобы каждый свое видел.
Американец Содерберг выпустил свою версию «Соляриса» спустя 30 лет после Тарковского — в 2002 году. Здесь Лем в работе над сценарием вообще не участвовал, экранизацию же Содерберга назвал даже худшей, чем фильм Тарковского.
Автор «Соляриса» заявил, что Содерберг откуда-то раскопал в романе любовь и сделал ее главной. Для Лема же эта сюжетная линия была лишь фоновой. Главным же всегда была тема контакта внеземного разума с человеческим.
Содерберг еще и финал у Булгаковского «Мастера и Маргариты» в некотором смысле позаимствовал, только вместо райского уголка поселил своих героев в ненавидимой ими квартире.
Это уже размышления автора этого текста, а не Лема.
Что бы там ни думали себе Лем и оба режиссера, Хари, она же Рея, в обеих экранизациях «Соляриса» — персонаж более чем яркий и запоминающийся, хотя и набросанный довольно-таки схематично и, чего уж там, невротично-истерично.
Американцы переименовали лемовскую Хари в Рею ради благозвучности для англоговорящего уха. И на самом деле, если попытаться произнести Хари с английским акцентом, получается какой-то рык, а не женское имя. Рычащий же Джордж Клуни — это не совсем то, чего жаждет американский кинозритель.
В нашем «Солярисе» роль возлюбленной главного героя досталась совсем тогда еще юной Наталье Бондарчук: в 1972 году ей было 22 года, а во время работы над фильмом и того меньше.
Родившейся в 1969 году англичанке Наташе Макэлхон в 2002 году было на 10 с лишним лет больше, да и ее героиня в фильме гораздо старше той, что прописал в своем романе Лем.
У Лема Хари умерла десять лет назад и было ей тогда всего 19 лет. Содерберг же сделал свою Рею намного старше и на самом деле снял целую любовную историю Реи и Криса.
История эта получилась весьма интересной и даже психологически обоснованной: Рее приписали детскую травму и неблагоприятную наследственность. Герой Клуни, будучи психиатром, в нее влюбился, женился, но так до конца и не понял, с кем связал свою жизнь.
И да, американцы тоже могут в неоднозначность и в глубокий запутанный психологизм.
Роль Хари-Реи на первый взгляд достаточно схематична и шаблонна: красивая женщина, которая изначально несет в себе несчастье, чем портит жизнь не только себе, но и другим. Но только это две разные роли: реальной земной женщины и фантома, который создал Солярис через воспоминания главного героя.
Наша Наталья играет земную Хари лишь в коротеньком эпизоде любительских съемок Криса. Английская же Наташа полноценно отыгрывает оба образа: земная жена Криса и фантом из его воспоминаний и представлений.
И у обеих актрис получается показать эту столь значимую разницу. Бондарчук даже в коротеньком эпизоде киносъемок играет совсем другую женщину, причем крайне неприятную и раздражающую.
Тарковский не был бы Тарковским, если бы еще и образ матери сюда не примешал. Американцу Содербергу такое и в голову не пришло: нынче все-таки совсем иные психологические стандарты и переносить образ матери на жену в западной психологии, мягко говоря, не принято.
Наталья Бондарчук и Наташа Макэлхон, несмотря на разницу в сюжете, времени, возрасте, актерском и человеческом опыте, своих четырех героинь создали во многом схожими и передали даже то, что, возможно, не заметил в придуманной им Хари и сам Станислав Лем.
Нам не нужны другие миры, нам нужно наше отражение. Мы не знаем, что делать с другими мирами.
Станислав Лем, «Солярис».
Еще на канале по теме:
- Сравнивая сравнимое: Маргарита Анастасии Вертинской vs Маргарита Анны Ковальчук