Найти в Дзене
Елена Лисенкова

Берлиоз Гектор – величайший новатор в истории музыки, гениальный чудак, «родившийся под взбесившейся звездой»

Берлиоз принадлежит к числу величайших новаторов в истории музыки. Паганини называл его единственным достойным преемником Бетховена; Глинка – «первым композитором нашего века». Но это были суждения одиноких ценителей. Он умер не понятым. Его считали и «гениальным чудаком, и маньяком, и эксцентриком, и человеком, который «родился под взбесившейся звездой». Только с конца 80-х годов Берлиоза заново

Берлиоз Гектор – величайший новатор в истории музыки, гениальный чудак, «родившийся под взбесившейся звездой»

Интересное из жизни знаменитостей (19-20 века).

Берлиоз Гектор

(1803-1869)

Гектор Берлиоз с портрета Г.Курбе
Гектор Берлиоз с портрета Г.Курбе

Берлиоз принадлежит к числу величайших новаторов в истории музыки. Паганини называл его единственным достойным преемником Бетховена; Глинка – «первым композитором нашего века». Но это были суждения одиноких ценителей. Он умер не понятым. Его считали и «гениальным чудаком, и маньяком, и эксцентриком, и человеком, который «родился под взбесившейся звездой». Только с конца 80-х годов Берлиоза заново «открывают». Его опера «Бервенуто Челлини», провалившаяся в Париже на первом представлении, ставится и с успехом проходит во многих городах Германии.

Характер Берлиоза и отношение к нему общества:

Преобладающая черта характера Берлиоза – «способность страдать». У него даже само удовольствие обращалось в печаль. Э.Легуве так описывал эту его черту: « многие помнят ответ Берлиоза одному из соседей в театре, который, видя Берлиоза рыдающим во время симфонии Бетховена, мягко сказал ему: - Вы, кажется, очень страдаете? Вам лучше бы уехать домой. На что Берлиоз ему резко ответил – Разве вы думаете, что я здесь для своего удовольствия?»

Берлиоз привлекал к себе сочувствие, он был действительно очень несчастлив: плохое здоровье, расстроенное с юных лет лишениями; нищета, доходившая до голода; врожденная меланхолия; пресыщение в юности, соединенное с разочарованиями в зрелом возрасте; сорокалетняя борьба с Парижем, который он, то обожал, то громил с яростью отверженного любовника; беспрестанные скитания, неустанная погоня на чужбине за славой, в которой ему отказывала отчизна.

Личность Берлиоза собрала в себе все богатство контрастов, которое производило невыразимое очарование на многих людей, Франсуа Гизо говорил о нем: « Из всех знаменитых артистов, меня более всех поразил Берлиоз; вот человек действительно оригинальный!». Все было в Берлиозе оригинально: необычайная смесь энтузиазма и сарказма. Э.Легуве говорил о нем : «Ум его и разговор всегда держал нас на стороже своей неровностью! По временам он сидел долго, молча, с мрачным, опущенным вниз взором, как бы погруженным в глубину какой-нибудь пропасти. Затем следовало внезапное пробуждение, с потоком речей остроумных, комических и трогательных, сменяемых взрывами гомерического детского хохота».

Современники Берлиоза упрекали «его в трех вещах, как композитора: во-первых, в том, что он слишком учен, т.е. что у него более виртуозности, чем вдохновения, и во-вторых, что в нем описательный талант сильнее творческого, что он слишком любит подражать звукам природы; а как человека, его обвиняли в эгоизме, как критика, в том, что он очень зол».

По воспоминаниям Э.Легуве : «Берлиоз был чрезвычайно умен. Достаточно было ему взять перо в руки, как из-под него сыпались такие забавные остроты и насмешки, что он сам заливался смехом, но насмешки эти, при всем их остроумии и веселости, были тем не менее страшны и возбуждали ужас в артистах. Немного было людей, которые чувствовали себя легко и свободно в присутствии Берлиоза. Самые великие артисты и композиторы ощущали при нем некоторую неловкость».

Оригинальность была у Берлиоза во всем. В 60 лет он случайно встретив свою первую любовь Эстьен Форнье, воспылал к подруги юности страстью, хотя Эстьен на тот момент было 67 лет. Он так рассказывал о своей страсти: « Сказать вам правду, при виде ее воскресло в моей душе все мое детство, вся моя молодость!.. То электрическое сотрясение, которое я испытал некогда при виде ее, снова заставило вздрогнуть мое сердце, как пятьдесят лет тому назад! Право не знаю. Но что мне до ее наружности и до ее лет? Ничего нет реального в нашем свете, кроме того, что происходит в маленьком уголке человеческой природы, называемом сердцем. Она была поражена и несколько испугана сначала; я показался ей сумасшедшим, но мало - помалу, я тронул ее. Я так малого требую от нее! Для моей любви, так немного нужно! Сидеть подле Эстель, смотреть, как она прядет, поднимать ей очки, слушать звук ее голоса, читать ей некоторые отрывки из Шекспира, спрашивать совета относительно себя, слушать, как она журит меня. Первая любовь имеет ни с чем несравнимую силу!». Его бурные, безумные, отчаянные увлечения объясняют и его сочинения, никто не создавал таких очаровательных звуков как Берлиоз.

Берлиоз был оценен только по смерти, его поздняя слава была не более, как иронией судьбы и как бы продолжением его злого рока.

Берлиоз в молодости. Рисунок Ораса Верне.
Берлиоз в молодости. Рисунок Ораса Верне.

Семья и детство Г.Берлиоза:

Гектор Берлиоз родился в провинциальном городке Кот-Сент-Андре, в департаменте Изер ( юго-восток Франции) 11 декабря 1803 года в семье врача.

Его отец - Луи Жозеф Берлиоз был высококвалифицированным врачом, один из пионеров гидротерапии, убежденный атеист. Его мать - Мария Антуанета наоборот религиозная католичка.

Гектора воспитывал отец без церковности и догматизма, обучал его литературе, географии, истории, естественным наукам, музыке. Первые уроки музыки Гектор брал на флейте и гитаре, и в ранней юности играл на флейте в духовом оркестре национальной гвардии на местных торжествах своего городка. До 1822 года Берлиоз жил в своем родном городке.

Гектор Берлиоз. С портрета Эмиля Синьоля. 1831 год.
Гектор Берлиоз. С портрета Эмиля Синьоля. 1831 год.

Г.Берлиоз в Парижской Консерватории:

В 1821 году восемнадцатилетний бакалавр Гектор Берлиоз приезжает в Париж. По семейным традициям он должен был наследовать профессию отца. Занятия медициной его увлекают. Но больше всего Берлиоза привлекает Парижская опера. Он решает бросить занятия медициной и посвятить себя музыки. Он начинает заниматься с композитором профессором Жаном-Франсуа Лесюэрем, а в 1826 году поступает в Парижскую Консерваторию ( Королевская школа музыки), здесь кроме уроков композиции Франсуа Лесюэра, он обучается у А.Рейха контрапункту и фуге. В 1827 году Берлиоз участвует в конкурсе на Римскую премию, представив кантату «Орфей, раздираемый вакханками», но кантату объявляют «неисполнимой», Берлиоз премии не получает.

В этом же году Берлиоз знакомится с будущей женой Гариэт (Генриэтта) Смитсон, высокой красивой ирландкой. Г.Смитсон в эти года гастролировала с труппой английских актеров с циклом шекспировских спектаклей в Париже. Гарриэт Смитсон становится его «навязчивой идеей», романтической возлюбленной(но жениться на Гарриэте Смитсон только в 1832 году, вопреки воле родителей). В эти года он много сочиняет: пишет «Восемь сцен из Фауста», «Ирландские мелодии», за которые в 1828 году на конкурсе в Академии изящных искусств получает вторую премию. В 1830 году Берлиоз на соискания Римской премии пишет кантату «Сарданапал» (на сюжет трагедии Байрона), не без скандала она все же была исполнена, первая премия была получена. Премия давала право на поездку в Рим для усовершенствования. В Риме он живет на вилле Медичи (общежитие парижских лауреатов). Здесь Берлиоз знакомится с двадцатидвухлетним Мендельсоном, который несмотря на свой юный возраст – уже вполне сложившийся и солидный композитор, друг Гете и К.Цельтера. Берлиоз с его репутацией экстравагантности, демонизма и байронизма производит на уравновешенного Мендельсона отрицательное впечатление. Мендельсон писал – «Берлиоз – настоящая карикатура, без тени таланта, ищущий наощупь в потемках и воображающий себя творцом нового мира: при всем том он пишет самые отвратительные вещи, а говорит и грезит только о Бетховене, Шиллере или Гете. К тому же он обладает непомерным тщеславием и с великолепным презрением третирует Моцарта и Гайдна, так что весь его энтузиазм мне кажется очень подозрительным". Позднее Мендельсон изменил свое мнение о Берлиозе и много помогал ему в устройстве концертов в Германии.

Гарриэт Смитсон
Гарриэт Смитсон

Г.Берлиоз в 1830-1847 годах:

В 1832 году Берлиоз возвращается в Париж, и вскоре женится на Гарриете Смитсен. А через год у них рождается единственный сын – Луи-Тома Берлиоз (1834-1867) .

В семье материальное положение тяжелое, в эти года Берлиоз пишет оперу «Бервенуто Челлини», которую освистали уже на первом представление. Музыка приносит ему только расходы: наем зала, переписка партий, оплата оркестрантов. Единственный доход - музыкальные фельетоны для журналов, блестящие и остроумные. Берлиоз обладал талантом прирожденного журналиста и великолепно владел стилем. Фельетоны как он считает - его каторжный труд, он проклинает их – « пишу обливаясь потом, со скрежетом зубовным, вынужден хвалить из дипломатических или редакционных соображений музыку, которая позывает меня на рвоту».

В 1834 году он пишет симфонию «Гарольд в Италии».

Один год приносит ему облегчение: 16 декабря 1838 года, после концерта, на котором Берлиоз дирижировал «Фантастическую симфонию» и «Гарольда» перед ним бросается на колени сам Паганини и в слезах восторга целует ему руки. На следующий день Берлиоз получает письмо от Паганини, в нем он называет его преемником Бетховена, и чек на 20000 франков. Эти деньги помогли Берлиозу целый год свободно работать, он сочиняет драматическую симфонию «Ромео и Юлия» («Ромео и Джульетта» 1839 год). Затем опять неудачи: Париж его упорно не признает; в семье неприятности – его жена, постоянно болеет, начинает пить, устраивает сцены ревности. В это время Берлиоз увлекается красивой, но бездарной певицей Марией Ресио, полуиспанкой; он протежирует ее, хваля ее в рецензиях и фельетонах. И в эти года Берлиоз отправляется в концертное турне, дирижируя собственными произведениями. Организацию концертов в Германии ему помогают Мейербер, Мендельсон и его преданный друг Франц Лист. А в 1847 году Берлиоз едет в Россию, где его концерты проходят с успехом.

Карикатура на Берлиоза. 1850-х годов
Карикатура на Берлиоза. 1850-х годов

«Фантастическая симфония »:

Встреча с Гарриэт Смитсон послужила созданию гениального произведения Берлиоза – «Фантастической симфонии» (автобиографическая симфония, в которой запечатлелся образ молодого человека девятнадцатого века).

«Фантастическая симфония» - «Эпизод из жизни артиста» в 5 частях. Первое исполнение состоялось в Париже 5 декабря 1830 года. В основе симфонии – автобиографических сюжет, авантюрно-романтическая исповедь (в духе «Исповеди сына века Альфреда де Мюссе), и любовный роман с трагической развязкой. В центре истории стоит фигура художника –романтический персонаж, наделенный нервной экзальтированностью. Драма художника – глубокое внутреннее одиночество артиста среди «высшего света», его повышенная чувствительность, «мимозность» художника, его болезненное разочарование и катастрофическая развязка, ускоряемая неудачей лирического романа. «Фантастическая симфония» впервые привлекла серьезное внимание к Берлиозу.

Многие ее не принимали, о ней писали – «Фантастическая симфония», первенец Берлиоза, кажется плодом болезненно экзальтированной, чудовищной фантазии». Критики отказывались назвать симфонию Берлиоза музыкой.

Одноко Г.Гейне, Теофиль Готье, Паганини восхищались ; Шуман посвящает ей обширную статью. Франц Лист, тогда девятнадцатилетний юноша с блестящей репутацией виртуоза-пианиста, наоборот видит в «Фантастической» откровение нового музыкального гения, и делает ее фортепианное переложение.

«Фантастическая симфония» имела продолжение: это - лирическая монодрама «Лелио или возвращение к жизни», написанная через полтора года, в 1832 году. Это эксцентричное произведение исполнялось редко. По своему жанру – литературно-музыкальный монтаж. Оркестр и хор скрыты за занавесом. На авансцене – актер в черном плаще, читающий цикл романтических монологов, изображал музыканта героя «Фантастической симфонии».

Карикатура на Берлиоза в связи с провалом «Бенвенуто Челлини»
Карикатура на Берлиоза в связи с провалом «Бенвенуто Челлини»

«Гарольд в Италии»:

Симфония в 4-х частях для альта-соло и оркестра, написана в 1834 году, по предложению Паганини для его репертуара. Однако Паганини, хотя и одобрил это произведение, но отказался от исполнения, посчитав партию альта для себя неподходящей. Берлиоз понимал и так об этом писал: « Паганини, я думаю, найдет, что альт недостаточно трактован в концертирующем характере. Это симфония в новом плане вовсе не сочинение, написанное с целью показать блеск его индивидуального таланта. Однако я ему навсегда обязан тем, что он заставил меня приняться за эту тему».

Лейтмотив симфонии – характеристика героя Чайльд-Гарольда, главного персонажа поэмы Байрона: он одинок, разочарован в мире и в людях; тоска, вызванная мучительным сознание несовершенства вселенной гонит его из одной страны в другую. Гарольд одинокий скиталец; его одиночество противопоставлено окружающему миру. Берлиоз поручает характеристику Гарольда солирующему альту, а противопоставляет его всему оркестру. Какие бы мелодии альт ни играл, можно всегда узнать появление Гарольда по тембровой характеристике.

«Ромео и Джульетта» («Ромео и Юлия»):

Драматическая симфония с хором, с вокальными сольными номерами и прологом с хоровыми речитативами, по трагедии Шекспира. Написана симфония в 1839 году, и считается лучшим симфоническим произведение Берлиоза. Специфическое отличие этого произведения в том, что трагедия Шекспира стала темой не оперы, а симфонии. Любопытен пролог, где хор – по образцу античного – излагает смысл и развитие действия трагедии и комментирует появляющиеся в дальнейшем симфонические лейтмотивы в своеобразном хоровом речитативе. В финале симфонии – подлинная театральная сцена; драматическая симфония заканчивается почти оперой: три хора (хор Монтекки, хор Кобулети, хор пролога) и падре Лоренцо, примиряющий враждующие семьи. В целом – это наиболее оригинальное и новаторское произведение Берлиоза. Ее новизна долгое время не была понята и не оценена по достоинству. Даже М.Балакирев, относившийся к Берлиозу сочувственно, писал в 1861 году В.Стасову: « «Ромео» скорее буффонада, нежели симфония, хотя там есть кое-что прелестное, но вообще безобразно до смеху»

«Траурно-триумфальная симфония»:

Симфония была написана в 1840 году, для большого военного оркестра, сочинена для перенесения праха жертв Июльской революции и освящения колонны на месте Бастилии. В симфонии три части: грандиозный похоронный марш; надгробная речь, исполняемая тромбоном соло; заключительный апофеоз.

Сам Берлиоз говорил о ней: « Я хотел сначала напомнить о боях трех знаменитых дней (Июльского восстания), - напомнить акцентами скорби похоронного марша, одновременно устрашающего и полного горести, исполняемого во время погребального шествия; затем произнести напутствие, «последнее прости» великим мертвецам, в минуту опускания гробов в монументальный склеп. А затем запеть гимн прославления, апофеоз, когда последний камень замурует гробницу и перед глазами народа вознесется колонна свободы с распростертыми крыльями, устремленная ввысь, словно души тех, кто умерли за нее».

А Р.Вагнер, который относился с «ревнивым недоброжелательством» к Берлиозу, тем не менее писал о «Траурно-триумфальной симфонии»: «Слушая эту симфонию я живо чувствовал, что любой мальчишка в синей блузе и красном колпаке должен ее вполне понимать. Я без всякого колебания поставил бы это произведение впереди других вещей Берлиоза; оно полно величия и благородства от первой до последней ноты. Я с радостью должен высказать свое убеждение, что симфония эта будет жить и возбуждать в сердцах отвагу до тех пор, пока будет существовать нация, носящая имя Франции».

Гектор Берлиоз. Фотография 1867 год.
Гектор Берлиоз. Фотография 1867 год.

Берлиоз и Россия:

В 1846 году во время концертного турне по Австрии, Венгрии, Богемии и Силезии, Берлиоз написал одно из наиболее выдающихся своих произведений – драматическую симфонию «Гибель Фауста». А в ноябре и декабре того же года в Париже в зале Opera-comique состоялись первые представления «Фауста». На постановку оперы Берлиозу пришлось занять свыше двадцати тысяч франков, которые были истрачены на оплату исполнителям, копии партий, многочисленные репетиции, наем зала. Но первое и второе исполнение прошли почти в пустом зале. Критика отнеслась к «Фаусту» враждебно и насмешливо, как и ко всем произведениям Берлиоза. Провал был полный - долги, нищета, раненное самолюбие. Только один выход оставался Берлиозу – это концертное турне заграницу, композитор выбрал России, где он еще не был. В своих мемуарах Берлиоз писал: « Чтобы концерты, подобно моим ( в своих концертах Берлиоз исполнял исключительно собственные симфонические произведения), имели в Петербурге успех, необходимо было выбрать для них время великого поста, когда все театры закрыты, что бывает, приблизительно, в течение всего марта месяцы. Имея это в виду, я отправился из Парижа 14 февраля 1847 года».

В Петербурге первый концерт Берлиоза прошел в зале Дворянского собрания.

Программа концерта состояла из увертюры «Римский Карнавал», двух первых частей «Гибели Фауста», скерцо «Феи Маб» и апофеоза «Траурной и триумфальной симфонии». В
Петербурге Берлиоз дал два концерта, которые прошли с триумфом и решили материальные проблемы композитора (за концерты он получил более двадцати тысяч франков). В Москве ему был также оказан восторженный прием.

Ни одной стране мира Берлиоз не был так признателен как России. Его концерты и в 1847 году и 1867 году были не только грандиозными, принесшими состояние артисту, но и нравственно удовлетворили великого музыканта. Его чествовали речами, обедами, а десяти тысячная толпа слушателей его концерта в Москве в манеже в 1867 году устроила ему овации, равных которым он не мечтал увидеть и во сне.

Но Берлиоз с полным равнодушием относился к русской музыки. Весьма с высока относились к русской музыки заграницей, ее не признавали, также относился и Г.Берлиоз. Н.А.Римский-Корсаков в своих воспоминаниях так писал о Берлиозе: «Гектор Берлиоз явился к нам уже стариком, хотя и бодрым во время дирижирования, но угнетаемым болезнью, а потому совершенно безразлично относившимся к русской музыке и русским музыкантам. Большую часть свободного времени он проводил лежа, жалуясь на болезнь, и виделся только с Балакиревым и с директорами. Однажды, впрочем, его угостили спектаклем «Жизнь за Царя» в Мариинском театре, но он не высидел и двух действий. О знакомстве моем, Мусоргского и Бородина с Берлиозом не было и речи. Стеснялся ли Балакирев испросить у Берлиоза разрешения представить нас, чувствуя его полнейшее равнодушие к этому предмету, или сам Берлиоз просил уволить его от знакомства с подающими надежды молодыми русскими композиторами, сказать не могу».

Н.А.Римский-Корсаков так описывал выступление Берлиоза в 1867 году: «Исполнение было прекрасное; обаяние знаменитой личности делало все. Взмах Берлиоза простой, ясный, красивый. Никакой вычуры в оттенках. Тем не менее (передаю со слов Балакирева) на репетиции в собственной вещи, Берлиоз сбивался и начинал дирижировать три вместо двух или наоборот. Оркестр, стараясь не смотреть на него, продолжал играть верно и все проходило благополучно. И так Берлиоз, великий дирижер своего времени, приехал к нам в период уже слабеющих под влиянием старости, болезни и утомления способностей. Публика этого не заметила, оркестр простил ему это».

Берлиоз умер непонятым, успех при жизни к нему так и не пришел. Смерть композитора всколыхнула общественное мнение парижан. Последовал ряд официальных и полуофициальных торжеств, но по отзывам друзей Берлиоза – натянутых и неискренних. И только с конца 80-х годов популярность Берлиоза начинает расти, его заново «открывают», Берлиоза начинают усиленно исполнять. Однако споры вокруг имени и наследия Берлиоза не прекратились. Для одних он – великий наследник бетховенского симфонизма, для других – композитор, нарушивший симфонические принципы Бетховена. Одни поражаются глубиной и волнующей лирической искренностью Берлиоза, другие кричат о напыщенном комедианте, жонглирующем феерической оркестровой техникой.