Найти тему
Александр А.

СВИДЕТЕЛИ НЕЗАБЫВАЕМОГО

В ВОЛГОГРАДЕ  впервые мне удалось побывать десятилетним школьником, в августе 1974 года. Тогда вместе с родителями я плавал на круизном теплоходе «Клара Цеткин» по чрезвычайно популярному маршруту Москва-Астрахань-Москва. 
Целиком двадцатидневную поездку я пересказывать, естественно не буду: каждый приволжский город и даже каждое крупное селение имели своё неповторимое лицо. Невероятной красотой отличались и береговые пейзажи. 
Так вот, Волгоград. Этот город потрясал даже взрослого, не говоря уж о детях. Что там улицы Нижнего Новгорода (тогдашнего Горького) и особнячки Саратова, музеи Самары (тогдашнего Куйбышева) и переулки Углича, - такой монументальности, как на Мамаевом кургане, московские мальчишки и девчонки не видели даже на Красной площади. Ещё нам, безусловно, повезло с гидом. Местный студент-историк, летом подрабатывавший экскурсоводом, дело своё знал туго и отношение ко всему имел неравнодушное. Его подробную и красочную экскурсию я буду помнить всю жизнь. Очевидно, что о памятниках Сталинградской битве советская власть всегда заботилась так, как не заботятся сейчас ни об одном военном мемориале в мире. Мамаев курган оправдывал всё – и мрачные пятиэтажки в центре, и отсутствие архитектурных достопримечательностей (ведь Волгоград заново отстраивался в 50-60-е годы)…  «Здесь вся земля до сих пор «звенит», - сказал на прощание гид.

В СЛЕДУЮЩИЕ разы я приезжал в город на Волге уже взрослым человеком, сильно увлечённым прошлым страны и, благодаря книгам, фильмам и т.д., владевшим базовыми знаниями про грандиозную Сталинградскую эпопею. К тому моменту на улице Маршала Чуйкова распахнул двери комплекс  Музея-панорамы «Сталинградская битва». 
Совершенно справедливо считается, что  события 1942/43 годов – самое важное, что случилось в здешней летописи, поэтому сюда, помимо Мамаева кургана, обязательно идут все экскурсанты, да и граждане, просто прибывающие в город. 
Интересно, что музей как таковой гораздо старше. Ещё в 1937-м в бывшем особняке купцов Репниковых (недалеко от железнодорожного вокзала) был торжественно открыт Музей обороны Царицына имени тов. Сталина. Но уже летом 1943-го стало ясно, что ТА оборона сильно поблекла в глазах советских граждан, поэтому решено было создать панораму уже нового события (что и осуществилось в течение 1944-1950 годов). 
Кровля-платформа нового здания вплотную пристроена к руинам паровой мельницы Гергардта (Грудинина). Надо признаться, многие туристы и даже иные волгоградцы путают её со знаменитым Домом Павлова. Мне приходилось, например, читать в Интернете сравнение развалин одного из немецких лютеранских храмов в Саратовской области именно с этим легендарным Домом (выбоины в стенах как от пуль и осколков и т.д.).  
Однако Дом Павлова расположен напротив и представляет собою обыкновенную восстановленную четырёхэтажку с кирпичным мемориальным барельефом на торце, что только и выделяет его среди прочих домов.  
А вот мельница ведёт свою «родословную» с рубежа XIX-XX веков. Владельцами её по иронии судьбы были немцы, а именно Александр  Гергардт, уроженец поволжской колонии Штрауб. Перебравшись со своей семьёй в Царицын, он основал торговый дом A.D. Gerhardt und Neffen.

Первое мельничное здание практически полностью сгорело при пожаре 1907 года, и тогда Гергардт приступил к его масштабной реконструкции. Для города это оказалось настоящей революцией в промышленной архитектуре. 

Фото начала XX в.
Фото начала XX в.

Во-первых, несмотря на название «мельница», был сооружён настоящий пищевой комплекс, где, помимо мукомольного, располагались также рыбокоптильный, маслобойный, хлебопекарный цеха, склады готовой продукции. Передовым для своего времени оказалось и техническое оснащение: собственные электрогенератор и котельная, механические транспортёры.  
Во-вторых, всю внутреннюю «начинку» А. Гергардт сделал из железобетона – и перекрытия, и стены, и даже лестницы. И уж что совсем необычно – армирована была и кирпичная кладка. Таким образом, здание было защищено от вибраций, которые возникали от работы мукомольных машин. И именно это впоследствии сообщило мельнице потрясающую устойчивость в выпавших на её долю испытаниях.

КАК известно, в сентябре 1942 года линию фронта в Сталинграде, тянувшуюся  на 70 километров, защищали две армии: от современной Спартановки до Ельшанки – 62-я, а южные городские районы – 64-я. Вражеские войска Шестой полевой армии, наступая с северо-западных окраин, прорвали, выйдя к Волге, оборону 62-й армии сразу в трёх местах – в том числе и там, где стояла мельница.     
Уже 13 сентября немцы засели здесь и из окон стреляли по нашим бойцам. В этот критический момент командование Сталинградского фронта двинуло на помощь с левого берега реки 3-ю гвардейскую стрелковую дивизию генерал-майора А.И. Родимцева. В ночь на 15-е первый батальон под командованием лейтенанта Захара Червякова выбил врага из мельницы и закрепился на плацдарме. Отсюда он начал наступление в сторону позиций 10-й дивизии НКВД, окружённой около вокзала. Однако после нескольких дней тяжёлых боёв батальон вынужденно отступил назад, к мельнице.    
Схватка непосредственно у этих стен началась 20 сентября. Немецкие части закрепились в домах на противоположной стороне площади, а советские солдаты удерживали Дом Павлова и мельницу. Внутри последней оборонялся 3-й батальон 42-го стрелкового полка 13-й дивизии и тут же был полковой командный пункт. К октябрю здание стало «неприступной крепостью», но в историю с такой формулировкой вошёл, к сожалению, только Дом Павлова. Активная оборона мельницы продолжалась 58 дней, после чего фронт сдвинулся в сторону от Волги и бои на этом участке прекратились.

В ПЕРВЫЕ послевоенные годы некоторые мельничные помещения, где можно было ночевать, наскоро отремонтировали и заселили. Сохранилось уникальное фото, где видно несколько здешних застеклённых окон. 
Вскоре было принято решение оставить это здание (в числе трёх других) руинированным – как зримое напоминание об ужасах войны.  

Открытка 1967 г.
Открытка 1967 г.

Где-то до середины 70-х сюда водили экскурсии, но с открытием Музея-панорамы мельница оказалась внутри особого двора, доступа в который нет. Считается, что старое сооружение теперь отнюдь не безопасно, и попасть сюда можно лишь по особой договорённости. 
Нанесённые когда-то зданию повреждения видны и сейчас – буквально каждый квадратный метр наружных стен иссечён снарядами, пулями и осколками, на крыше прямыми попаданиями авиабомб перебиты железобетонные балки. Вдобавок вырваны сотни кубометров весьма качественной кирпичной кладки и арматуры. Однако каким-то чудом сохранились все три надписи кирпичом другого оттенка ГЕРГАРДТЪ на торцевых стенах (на уровне кровли) и на волжской стороне (на пятом этаже, по одной букве между окнами). 

-4

А интерьер мельницы производит поразительное впечатление остановившегося времени – здесь всё застыло на зиме 1942/43 года. За малым исключением, мы видим то же самое, что видели бойцы 13-й гвардейской дивизии. В том числе кирпичную трубу котельной, остатки разбитых механических транспортёров.

-5

Недавно рядом поставили копию довоенного привокзального фонтана «Детский хоровод» («Дети и крокодил», «Бармалей») – именно в том виде, как он запечатлён на знаменитой фотографии фронтового корреспондента Э.Н. Евзерихина от 23 августа 1942 года, ставшей точным символом Сталинградской трагедии.   

-6

Мельничное здание строилось фактически на века. Тем не менее, процессы разрушения идут, и рано или поздно нужно будет искать некие консервационные решения, которые позволят сохранить данный уникальный памятник истории для грядущих поколений.

***

ОТ Музея-панорамы любознательный турист может добраться до другого безмолвного свидетеля тех незабываемых событий – пожарного катера «Гаситель». Путь лежит мимо Речного вокзала, к пойме реки Царицы.  
При «рождении» своём  судно это имело совсем другое название – «Царёв».  Строили же его по специальному заказу нескольких пароходных обществ – «Кавказ и Меркурий», «Самолёт», «Русь», - имевших в городе свои причалы, а также товарищества «Бр. Нобель».

В 1901 году на царицынских пристанях и на рейде произошёл гигантский пожар, о котором из газет узнала вся Россия. Он длился три дня и нанёс страшный убыток (13 миллионов рублей) местным промышленникам и лесоторговцам, а заодно послужил грозным предупреждением судовладельцам. Ведь в начале прошлого века Царицын занимал по общему грузообороту второе место на Волге после Нижнего Новгорода, а по лесным грузам – вообще первое. 
Вот потому-то  и заказан был лучшим отечественным корабелам проект специального пожарно-спасательного парохода. В расчётах принимала участие группа замечательного учёного и математика Алексея Николаевича Крылова. 
Построенный в 1903 году на Сормовском заводе «Царёв» имел две паровые машины Компаунд мощностью по 200 лошадиных сил, разгонявшие его до 24 километров в час (11 узлов). Поршневые насосы создавали в пожарной системе давление 20 атмосфер. Крепкий набор стального корпуса, металлические надстройки (редкость в ту пору) придавали основательность и надёжность. Носовой оконечности была придана форма, позволяющая ломать лёд. Эксплуатировало судно Министерство путей сообщения под номером 3857. 
О том, сколько раз «Царёву» приходилось бороться  с огнём  в дореволюционную эпоху, точных сведений не сохранилось, зато хорошо известно, что он принимал участие в обороне города Красной армией в 1918-1920 годах, а в 1926-м получил современное имя – «Гаситель». 
Спустя ещё год капитаном катера назначается 44-летний Пётр Васильевич Воробьёв. Ранее он служил матросом I статьи на черноморском броненосце «Синоп», а в дни Гражданской войны был лоцманом волжской военной флотилии красных и командиром ледокольного парохода «Каспий».  
У Воробьёва не только большой опыт, но и энергия, умение организовать людей. «Гаситель» становится образцово-показательным кораблём. Его посещают Климент Ворошилов и Максим Горький. Экипаж демонстрирует гостям выучку и слаженность в работе. Маршал и знаменитый писатель оставляют восторженные отзывы в вахтенном журнале. 
Однако главная часть истории этого катера развернулась в дни Сталинградской битвы. 
Уже 27 июля 42-го корабельная команда, рискуя жизнью, спасла в районе деревни Ерзовка две счаленные баржи с нефтью из горевшего от бомбёжки каравана и отвела их за 80 километров от Сталинграда, в Шадринский затон.   
«Должно быть, за всю историю Волги не было на ней таких пожаров, как в августе 1942 года, - вспоминал капитан П.В. Воробьёв. – Восьмого августа мы получили задание идти в Красноармейск, где немцы бомбили станцию и депо. Такие взрывы кругом были, что меня чуть с мостика не выкинуло. Я схватился за поручни и удержался. На «Гасителе» полопались все окна. Как ни прочно были укреплены часы и барометр, но и их сорвало». 
С 23-го враг начал систематические бомбёжки Сталинграда.  Вспыхивавшие в разных районах пожары тушить было нечем – водопровод и водокачка оказались уничтоженными. Но в прибрежной зоне «Гаситель» вместе с катером «Самара», прибывшим из Саратова, сразу ликвидировали очаги возгорания. 
Потом команде «Гасителя» приказали перевозить из города в Красную слободу раненых, эвакуированных, учреждения, ценные грузы, а обратным рейсом – воинские части, прибывавшие к Сталинграду.  Случалось, что на судно садились по 250 человек и более. А кругом настоящее пекло. Немецкие самолёты над головой, укрыться негде, среди пассажиров много женщин и детей. 
Двадцать пятого августа бомба разорвалась в трёх метрах за кормой катера, много осколков попало в машинное отделение. Двое членов экипажа были убиты, пятеро ранены. А в пароходном корпусе потом насчитали около 80 подводных и надводных пробоин.  
Но, несмотря ни на что, ответственейшая вахта «Гасителя» продолжалась. То приходилось тушить огонь на приволжских железнодорожных станциях, то работать на переправе, то везти понтонный мост в Куропатку, то уводить из-под самого носа неприятеля гружёные зерном или мазутом баржи. Повреждения на судне латали прямо в ходе боёв.  
П.В. Воробьёв рассказывал: «Так работали мы до последних дней сентября. Горизонт воды упал, и «Гаситель» уже не мог выйти из  затона. Тогда нам было приказано поставить «Гасителя» на якорь в глубоком месте затона, а команде сойти на берег. С прискорбием в сердце выполняли мы этот приказ, снимали с любимого парохода все ценные детали, инструмент, брезент, золотники, спускали пары с обоих котлов». 
Петру Васильевичу какое-то время после этого довелось пожить в Саратове, а когда он возвратился в Сталинград, катера уже не было на месте. Он затонул. Тогда никто точно не знал, попал ли в него вражеский снаряд или в старые пробоины хлынула вода. 
Едва бои завершились, Воробьёв отправился к затону и стал принимать меры, дабы хоть как-то облегчить лёд над кораблём. А уже весною 43-го водолазы ЭПРОНа подняли его со дна реки. Пробоины (их было 3452!) заделали, оборудование вернули, и «Гаситель» вновь вступил в строй. Долгие годы он был знаковым судном для города – весною первым выходил из затона. Об этом сообщала местная пресса, объявляя таким образом, что навигация началась. Летом ребятня, завидев идущий катер, с разбегу кидалась в воду – всем было лестно покачаться на его стремительно набегавшей на берег крутой волне. 

-7

Отметим, что  в эпизоде фильма «Сталинградская битва» (1949) он «сыграл» самого себя. А Воробьёв, удостоенный ордена Красного Знамени, оставался его капитаном ещё примерно четыре года. 
Однако в 1961-м на смену «Гасителю» пришёл более современный корабль – «Стерегущий». Ветерана же перевели в Волгоградский аванпорт, и после нескольких лет тамошней службы окончательно исключили из состава флотилии и затопили напротив Центральной городской набережной, превратив в водоотбойную дамбу. 
Всё последующее время «Гаситель» замывался песком, пока, наконец, по инициативе ветеранов-речников и при активной поддержке газеты «Волгоградская правда» не было принято решение о восстановлении его в качестве памятника. Это торжественное событие произошло 6 ноября 1977 года, к 60-летию Октябрьской революции. 

-8

Но впоследствии вышло так, что мемориал, включающий, помимо собственно катера, «бассейн», постамент и стелу со звездой и якорем, оказался фактически бесхозным. Судно «погибало» от воздействия атмосферных осадков и налётов хулиганов, на «бассейне» возникли  трещины и сколы, в некоторых местах отвалилась облицовка. Про кучи мусора вокруг и говорить не приходилось. 
Лишь летом 2018-го, в связи с проведением Чемпионата мира по футболу, власти города взялись за реконструкцию сквера вокруг памятника. Там появились поливочный водовод и тротуарная плитка, двадцать пять новых фонарей и три прожектора для подсветки, кустарники, многолетние цветы, лиственные и хвойные деревья, парковые диваны и пандусы.   

-9

В определённых кругах, правда, высказывается мнение, что наиболее оптимальным выходом была бы попытка восстановления «Гасителя» до ходового состояния и спуск его на воду. Ведь, несмотря на косметические ремонты, он разрушается из-за давления собственного веса на опоры постамента, иными словами, деформируется  силовой набор пароходного корпуса. 
Катеру можно определить место стоянки (как у легендарной «Авроры»), организовывать сюда экскурсии, а в особо торжественные дни выводить на реку. Впрочем, получится ли сие после стольких лет запустения, покажет только скрупулёзное исследование.

Настольная медаль. 1985
Настольная медаль. 1985
Подписывайтесь на канал. Ставьте лайк