У знакомой семьи есть очень смышлёный мальчишка пяти лет с хвостиком, который анализирует с младенчества и на всё имеет своё мнение. Родители решили развивать его способность, поэтому читают вслух книги, объясняют то, что он не понял, а затем слушают его личное мнение по поводу прочитанного сюжета.
Дошла очередь до отрывка "У Лукоморья дуб зелёный" из поэмы "Руслан и Людмила" А. С. Пушкина.
Пишу с разрешения папы мальчика и от его лица, убрав лишнее от переписки.
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Сын показывает знаком, что есть вопрос. Прекращаю чтение, слышу:
- Почему кот на цепи, он же не собака?
- Сынок, не на цепи, а по цепи. Кот ходит по цепи.
- А кормит кто-нибудь?
- Ну конечно, иначе он бы не ходил, а лежал голодный.
Показывает знаком, чтобы я продолжал, но на лице выразилось некоторое недоумение.
Идёт направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Снова останавливает меня.
- Леший - это кто?
Я вроде понимаю, кто такой Леший, но объяснить не могу и отвечаю как будет понятнее ребёнку:
- Леший - это страшный дядька, который живёт в лесу и охраняет его.
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Опять пауза.
- Избушка старая или её ограбили?
Сказываются новости, сейчас в карантин много ограблений. Объясняю, что старая, и продолжаю чтение.
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Сын громко вскрикивает:
- Сколько?
- 30...
Его не интересует, кто такие витязи, он в панике:
- Карантин! Нельзя собираться так много. О чём думает их морской дядька? Они же заболеют!
Жду, когда он успокоится, и продолжаю читать.
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;
На лице возникает глубокая задумчивость, затем хмурится и выдаёт:
- Богатырь живой?
- Конечно.
- Тогда колдун маньяк?
- Почему ты так решил, - удивляюсь я.
- Почему он связал богатыря и несёт его? Что он будет с ним делать?
- Почему ты вообще решил, что богатырь связан?
- Он же богатырь и может победить колдуна. Если не может, значит связан.
Я замешкался. Решил ничего не объяснять, чтобы послушать сына в конце.
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
- Не понимаю, - закричал сын. - Тужит и служит, не понимаю. Что она делает?
- Грустит, сынок, она грустит.
- А почему волк ей служит? Что он делает?
- Помогает ей.
- Чай делает как ты маме, когда она грустная?
- Примерно так.
Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой,
Там царь Кощей над златом чахнет; - Тут я прочитал золото, чтобы сын сразу понял и не задавал вопросов.
Там русский дух… там Русью пахнет!
И там я был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил.
- Что такое чахнет?
- Боится, трясётся, переживает, что его золото закончится.
Дальше я дал немного времени на анализ. И вот сын с серьёзным лицом садится напротив меня и говорит:
- Мне не понравилась сказка, она страшная.
- Почему? - замер в ожидании я.
И сын начал высказывать своё мнение.
Непонятно с котом, кормит его кто-то или нет? Бедный ходит по дереву, привязанный к цепи. Место очень страшное. Там бродит страшный дядька, русалка забралась от него на дерево. Она не может спрятаться в домике, где нет окон и дверей. Морской дядька вывел много людей на берег во время карантина. Они могут заболеть и умереть. Колдун маньяк похитил богатыря и тому никто не может помочь. Он несёт его в страшное место. В тюрьме сидит царевна. Я не понял, что натворила царевна, и почему она сидит с волком? А если волк её съест со временем? Царь Кощей переживает за своё золото, но не хочет идти работать. Не понял, чем там пахнет. Тот, кто сидел под дубом сам ел, а кота не кормил.
Я был в шоке.
- А хорошее ты что-то увидел?
Сын думал не меньше 3 минут. Попросил перечитать ещё раз и только затем сказал:
- Нет. Ничего хорошего не вижу.
Смешно, конечно, но глазами ребёнка 21 века и 21 года в нём, действительно выглядит страшно. Я решил посмотреть своими глазами, но через призму сегодняшней реальности. И понял, что ребёнок совершенно прав. Да простит меня Пушкин Александр Сергеевич.
Никогда не думал об учёном коте и только сейчас задумался - всю жизнь по одному дереву ходит, чем питается, как живёт, бедолага? Песни ли он поёт или воет от голода и тоски?
Несчастная русалка на дереве без воды - страшная пытка для женщины-рыбы. Леший бродит как одинокий старик, избушку починить некому, невиданные мистические звери водятся.
Хотел бы я попасть в такое Лукоморье? Точно нет. Ужасами попахивает и страданиями. Видения - это те же самые привидения. Берег пустой тоску наводит. 30 богатырей нарушают карантин, как правильно сын заметил. Королевич пленил царя, скорее всего своему отцу устроил переворот и заточил его в башне, чтобы занять престол.
И почему я в школе никогда не задумывался, куда колдун тащит богатыря, почему он сам не идёт? А значит связанный он, родимый, связанный. И колдун маньяк, как очень верно заметил сынишка.
Дальше одинокая и брошенная ступа бродит, как пёс, у которого не стало хозяина. На сердце стало тоскливо. И избушка Бабы-Яги опустела, стоит без окон и дверей, и ступа бродит одна. Нет больше Бабы-Яги, пришло её время. Мир потерял сказочную старушку, Пушкин отправил её в мир иной.
Кощей трясётся над имуществом, и я его понимаю, кризис, деньги считать приходится, неясно, что будет завтра.
И эту печаль с элементами ужаса мы учили в школе. И не только учили, а любили.
Вот такой интересный взгляд мне прислали в переписке 😁👍. Интересно было бы увидеть взгляд самого Пушкина. Чтобы он написал в 21 году 21 века?