Сценический бой и фехтование – обязательные дисциплины любого театрального вуза и входят в программу воспитания актёра наряду с хореографией. Если с хореографией всё понятно, и вопроса зачем она актёру ни у кого не возникает, то «боевая подготовка» у многих вызывает сомнения в надобности. Рассмотрим этот вопрос подробнее:
«Искусство владения своим телом на сцене предполагает чистоту движений, их смысловую определенность, строгую количественную и качественную отобранность. Все должно быть в них точно и конкретно: смысловые оттенки движений, их скорость, сила, величина. Когда пластический рисунок выверен до малейшей подробности, когда в нем не осталось ничего лишнего, ненужного, все становится значительным и выразительным. Умение же выверять, рассчитывать свои движения приобретается, между прочим, и в процессе освоения навыков сценического боя.» - Морозова Галина «Сценический бой»
Так же безусловным плюсом этих дисциплин является развитие темперамента. Уже с первых занятий физическое включение становится ещё и очень эмоциональным, так как все поединки проходят в атмосфере сильной психической напряженности. Во время обучения эта напряженность со временем превращается в хороший азарт, позволяя контролировать своё тело и эмоции единовременно, что зачастую является проблемой у начинающих актеров.
«Фехтование входит в программу воспитания актера с давних пор. Прежде немногие пьесы обходились без эпизодов драки и дуэли. В эпоху Ренессанса сложился даже особый жанр драматургии «плаща и шлаги». Но помимо практической необходимости обучать актеров владеть оружием было замечено, что тренировка в сценическом бое воспитывает еще и другие нужные актеру навыки. Она вырабатывает умение управлять своими движениями, быстро реагировать на малейшее изменение внешних обстоятельств, точно учитывать поведение партнера и вести с ним чрезвычайно острый и напористый немой диалог. Бой с противником — это всегда активное взаимодействие, и малейшая неточность в поведении грозит поражением. Даже в том случае, когда движения в сценическом бою заранее обусловлены и разучены, живое взаимодействие между партнерами все же сохраняется, так как ни на одну секунду не прекращается острая зависимость их друг от друга.» - Г. Кристи «Воспитание школы Станиславского»
Таким образом, мы можем видеть, что эти дисциплины развивают большинство важнейших навыков, необходимых для актёра и пренебрегать ими совершенно точно не стоит.
Занятия по сценическому бою и фехтования включены и бесплатны для всех студентов театра-студии "Отражение".