Найти в Дзене
От Байкала до Амура...

Бригадир, прораб, главный инженер, министр. Это всё о Леониде Казакове

Я продолжаю знакомить вас с очерками Михаила Москвина о ветеранах БАМа. Мне лично они очень нравятся. Знаете почему? Автор не выдумал их, не сочинил за один присест, пообщавшись немного.

Со многими людьми, о которых пишет, Михаил Фёдорович знаком давно, пересекался не раз, работая фотографом в тресте «Мостострой-9». И это сразу чувствуется. Думаю, постоянные читатели канала давно оценили это. Читаем! Пишем комментарии!

Молодой бригадир

«Мы вышли в путь от отчего порога,

Познали жар побед, сомнений лёд…

Неважно то, что вот она - дорога,

А важно то, куда она ведёт»

(Любовь Сухаревская)

Большинство нынешних героев БАМа родились не в городах, а в деревнях. Вот и сегодняшний наш герой Леонид Казаков родился в деревне Дубрава Брянской области. В семье было шестеро детей, пятеро сыновей и дочь. По деревенским меркам того времени, семья была средней.

Это сегодня, если в семье трое детей, то она считается многодетной. В то время было по-другому. Отгремела опустошительная война, на территории Брянской области шли ожесточенные бои. Отец Леонида тоже был призван на войну, побывал в плену, испытал все ужасы плена.

Послевоенная деревня жила трудно и голодно. Дети Давыда Казакова, повзрослев, один за другим уходили из родного гнезда. Леня был самым младшим. Поэтому его очередь была последней. Пока не подошла его пора, выполнял все крестьянские работы: помогал по хозяйству, пас с отцом скот.

Старший сын Василий первым ушел из родной деревни. Работал транспортным строителем, строил трассу мужества «Абакан-Тайшет». Работал бригадиром. Закончилась стройка «Абакан-Тайшет», и началась «Хребтовая-Усть-Илимская». На неё коллектив переехал полным составом.

Через полгода переезда на Хребтовую, брат Василий взял в свою бригаду младшего брата. Хотя Леониду было всего 17 лет, он был высок, и силёнкой бог его не обидел. К труду, как и все крестьянские дети, был приучен. К тому же за спиной у него была «десятилетка».

Поэтому в коллектив вписался без особых проблем. Первая его мечта была - купить ружьё. Брат Василий засобирался в отпуск и не стал скрывать от Леонида, что собирается уезжать насовсем. Много он поколесил по Сибири, подрастали дети, и надоело временное жильё. До БАМа у транспортных строителей не было принято строить капитальное жильё.

Принял Леонид у брата бригаду. Несмотря на молодость, с должностью бригадира справлялся успешно. И в нарядах разбирался, и с бригадой ладил. Хотя, чего скрывать, народ в бригаде был разным. Были и горлопаны, и те, кто работал с ленцой.

За строительство трассы «Хребтовая-Усть-Илимская» Леонид Казаков был награждён орденом Знак Почёта. Служил Леонид в Забайкальском военном округе. Грянул БАМ. Леонид к тому времени уже имел семью. У Леонида и Галины родился сынишка Максимка. Родной СМП-266 переехал в Звёздный. Леонид жалел, что не попал в первый десант, который пробивал зимник на Таюру.

Вот идут они пешком в поселок Звездный. Галина недовольно ворчит: «Какая нужда - тащиться пешком в Таюру. Если никто не подберёт, так и будем идти 60 километров». Но вскоре их догнал грузовик. Шофер попался разговорчивый. Он рассказал, что каждый рейс подвозит таких «добровольцев», потом те льют слёзы перед товарищем Сахно, чтобы он принял их на любую работу. Не знал водитель, что подвозит известного бригадира, что товарищ Сахно его знает и ценит, и возьмёт на работу в любом случае.

Приехали в Звёздный. Галя сидела на рюкзаках, пока Леонид искал угол. Хорошо, что многих он знал. Мужики впустили в комнату общежития, отгородили угол занавеской. Это было первое жильё Казаковых.

Началась работа. Звёздный в то время походил на растревоженный улей. Начальник СМП-266 Петр Петрович Сахно был должен всем. Он охрип, осунулся. Журналисты сделали не совсем доброе дело – раструбили на всю страну о начале строительства БАМа.

Прибыли посланцы 17-го съезда комсомола. Но фронта работ не было. Люди прибывали, будучи неспециалистами, их нужно было сначала обучить. И такие опытные строители, как Леонид Казаков, были на вес золота.

Бригада «трубачей»

Петр Петрович Сахно поручил Казакову сформировать бригаду для строительства искусственных сооружений. Для простоты их называли «трубачами». Бригада сформировалась в количестве 18 человек, из них четыре - девушки.

Трубы строятся для того, чтобы с одной стороны насыпи на другую пропустить малые речки, ручьи, талые воды. Прокладывают из загодя. Поэтому бригада всегда находится на переднем крае, когда и нормальных то дорог нет к объекту. Многое приходилось таскать на себе: палатки, продукты, инструмент, а порой и строительные материалы. Ручная тяжёлая работа.

Я разговаривал с Андреем Доскачем, он старожил бригады Леонида Казакова, был заместителем, когда Леонид Казаков стал известным человеком, Героем Социалистического труда, членом ЦК КПСС, часто выезжал на пленумы, съезды, в заграничные командировки. Бывший десантник, Андрей Доскач рассказывал так:

- Леонид Казаков никого ничему не учил, не наставлял. Как и у Виктора Лакомова, всё воспитание заключалось в личном примере. Первым принимался за работу. Работать приходилось в полную силу, в самых трудных условиях: болотах, низинах. Порой приходилось работать по колено в воде, жить, в лучшем случае, в зимовьях, а в основном, в палатках, вагончиках.

Как могли, обустраивали быт. Всегда сооружали баню. После тяжелой работы, баня – первое дело. А работали весь световой день.

Самым «старым» в бригаде был Рахим Умаров, ему было 24 года. Самому бригадиру - 23.

Я подумал, что в такие годы нынешняя молодежь предпочитает жить возле мама и папы.

В 16 лет начал трудиться Андрей Доскач. В бригаде он был одним из самых опытных. Он вставал на полчаса раньше и бежал кросс по тайге. Я его спросил:

- Не боишься встретиться с медведем?

- Нет, про медведя я как-то не думал.

Многие заочно учились в институтах. Пётр Еремеев, Николай Кузьмин, Володя Кошелев, Толя Савельев, Саша Сысоев составляли костяк бригады. Часть бригады была набрана из комсомольцев 17 съезда ВЛКСМ, но большую часть составляли рабочие СМП.

Тон во всём задавал бригадир. Первым брался за лопату, последним бросал. Это были уроки его брата Василия. Леонид иногда задумывался, какие были кадры в СМП-158, как бы они пригодились сейчас. Многие, как и его брат Василий, уехали на Запад. И все, в основном, из-за жилья. И уже позже, будучи известным человеком, понял, что временными случайными руками Сибирь не построишь.

В следующей публикации читайте продолжение истории о бригадире комплексной бригады, который станет министром.

Спасибо, что читаете)))