Мудрость означает прежде всего глубокое понимание взаимосвязей в природе, жизни и обществе, а также способность справляться с проблемами и трудностями.
Существует несколько определений и концепций мудрости, которые обычно колеблются между противоречием между рациональностью и интуицией, знанием и верой, а также между опытом и инстинктом.
Мудрость тематизируется из философии и теологии, отдельных религий и этнологии, социологии знания и психологии личности, изучения сказок и мифов и их художественных концепций через искусство, литературу и музыку.
Отношения между философией и мудростью становятся темой, в которой первая фактически или предположительно происходит от последней, явно отделяется от старых или современных традиций мудрости или, с другой стороны, от самой мудрости - возможно, только в ослабленной форме, такой как стремление к ней как к принципиально недостижимому идеалу. - заявил то же самое. Самоназвание философии как «друга мудрости» программно интерпретировалось в истории философии и часто служило отправной точкой для определения собственного представления о себе.
В то время как Гомер , Пиндар или Гераклит все еще использовали софию в первоначальном смысле как «эффективность по отношению к чему-то», это меняется у Сократа , который в своих спорах с собеседниками, которые в некоторых отношениях были особенно превосходны, показал что они не понимают общих вопросов, и с каких пор Дельфийский оракул был назван самым мудрым из-за его высказывания « Я знаю, что ничего не знаю ». Мотив, используемый здесь Сократом в качестве основы мудрости, соответствующей человеческим способностям, в отличие от мудрости, которая выходит за пределы и понимается как божественная, должен в дальнейшем определять философский и, отчасти, теологический дискурс о мудрости на Западе.
В аллегории Платона мудрость описывает познание реального мира путем отвлечения внимания от обманов и ошибок повседневного знания, общественного мнения и традиционных предрассудков. Философов разделяет работа с феноменом мудрости. Акцент делается на мире идей с идеей добра. Со времен Платона мудрость была одной из четырех главных добродетелей .
Аристотель в своей « Метафизике мудрости» говорит, что это вопрос «знания определенных принципов и причин». В шестой книге « Никомаховой этики» он описывает мудрость как интеллектуальную добродетель или дианоэтическую добродетель, относящуюся к неизменному и необходимому. Он видит в этом сочетание двух наук интеллектуальных добродетелей ( эпистема ) и понимания.
Стоа развил идеал стоического мудреца, чья совершенная добродетель делает его счастливым даже под пытками в крайних случаях.
В эллинистическом иудаизме мудрость становится центральной концепцией отношений с Богом. С одной стороны, мудрость - это способ, которым Бог действует в мире (мудрость творения) и через который Он говорит с людьми (мудрость Торы ). Однако мудрость - это реальная форма обращения человека к Богу в благочестивом познании Бога и добродетельных поступках. Мы даже можем представить ее в виде женской фигуры, дающей совет (Книга Притч) или танцующей перед Богом.