Последними деревянными парусно-винтовыми шлюпами в британском флоте стали семь кораблей типа «Росарио», построенные между 1860 и 1862 годами. Следующий тип — «Амазон» получил уже железные бимсы и таранный форштевень. Если оба упомянутых типа проектировал Исаак Уоттс, то шлюпы типа «Эклипс» — Эдвард Рид.
Далее последовали композитные шлюпы типа «Фантом», «Оспри», «Дотерел», «Долфин» и «Маринер» с железным набором и деревянной обшивкой. Шлюпы типа «Долфин» стали первыми, получившими казнозарядные орудия еще на стадии проектирования, а на типе «Маринер» впервые применили размещение орудий в спонсонах на станках с центральным штыром, что обеспечивало значительно большие углы обстрела. Последними композитными шлюпами Королевского флота стали «Нимфа», «Баззард», «Дафна» и «Сваллоу», которые принято относить к типу «Нимфа». Они же стали и первыми кораблями этого класса с паровыми машинами тройного расширения и двухвальной энергетической установкой.
После этого британский флот стал пополняться исключительно стальными шлюпами. Построенными ранее деревянными или композитные шлюпы предпочитали использовать в наиболее отдаленных колониях в качестве стационеров, госпитальных судов и флагманских кораблей командиров портов. Тип «Бигль» стал стальной версией «Нимфы», только форштевень был вертикальным. А сэкономленный вес позволил прикрыть машины и котлы тонкой броневой палубой. Одновременно этот тип стал последним, у кого превалировали «крейсерские» качества. Следующий тип «Алерт» ознаменовал слияние собственно шлюпов с мореходными канонерскими лодками, хотя и далее эта ветвь продолжала именоваться шлюпами. С другой стороны, корабли этого типа стали первыми в истории британского флота шлюпами с вертикальными паровыми машинами тройного расширения и скорострельными орудиями главного калибра. За ними последовали типы «Феникс», «Кондор» и «Кадмюс».
Все британские винтовые шлюпы объединяло общее основное предназначение — служба в колониях и на отдаленных заморских станциях, где они выполняли роль своего рода «морской полиции», поэтому они были способны совершать длительные переходы под парусами. Однако с уходом в историю «викторианской эпохи» к началу XX века их боевая ценность стремительно девальвировала. Именно про эти корабли адмирал Фишер сказал, что они «не были способны ни драться, ни убежать». Тем не менее, в годы Первой мировой войны часть упомянутых шлюпов все еще оставалась в строю и даже выполняла боевые задачи, преимущественно на отдаленных театрах вроде Персидского залива или Китайской станции, где они несли службу совместно со своими «безрангоутными потомками», возродившимися в совершенно новом качестве.