Добрый день, дорогие читатели!
Выясним какие станции метро наиболее вероятно построят в этом десятилетии в городах-миллионниках Российской Федерации.
Для начала выясним сколько же открыли станций метро в предыдущем десятилетии (2011-2020):
- Москва. 56 станций. (+1 станция «Электрозаводская» открыта в декабре 2020г.)
- Санкт-Петербург. 8 станций.
- Казань. 4 станции.
- Екатеринбург. 2 станции.
- Нижний Новгород. 2 станции.
- Новосибирск. 1 станция.
- Самара. 1 станция.
Теперь попытаемся узнать какие станции метро откроются в этом десятилетии. Для этого буду использовать информацию из официальных источников (документы) и СМИ.
Для ориентировки рекомендую использовать интерактивные карты перспективного развития метрополитена соответствующего города. (Нажать на название города в заголовке выделенном синим цветом)
Самара.
В ближайшие годы будут строить оборотные тупики (для сокращения интервалов движения поездов с 10 мин. до 6 мин.) на ст. «Алабинская» и «Московская», а также второй выход с «Алабинской».
После должны начать строить ст. «Самарская». В 2018 году был тендер (закупка №0142200001318007221) на корректирование проектной документации этой станции.
Следующим этапом развития будет строительство второй линии Самарского метрополитена. От ст. «Хлебная площадь» до ст. «Орловская», 6 станций. Общая стоимость проекта по разным данным от 40 до 66 млрд. рублей. Срок реализации до ~2035 года.
Городской и региональный бюджеты при большом желании могут потянуть стройку второй линии. Причём самостоятельно, без федеральной помощи "50/50" или какой-либо ещё.
О строительстве ст. «Театральная» на первой линии и таким образом завершения работ по первой линии из последних сообщений в СМИ ни слова. Хотя в документах городской администрации она фигурирует.
Общий вывод: В Самаре наиболее вероятно за это десятилетие построят ст. «Самарская», начнутся работы по строительству второй линии, но пока нет информации о сроках ввода отдельных участков второй линии (например, от ст. «Карла Маркса» до «Орловской» или от «Вокзальной» до «Карла Маркса»). Про «Театральную» ни слова. Засчитываю только одну станцию.
Новосибирск.
Уже строят станцию «Спортивная» на действующем перегоне между ст. «Речной вокзал» и ст. «Студенческая» Ленинской линии. Открытие запланировано к молодежному Чемпионату мира по хоккею 2023.
В ближайшей перспективе планируют продлить Дзержинскую линию от ст. «Золотая Нива» на две станции: «Гусинобродская» и «Молодёжная».
По последней информации от пресс-службы мэрии ещё фигурируют в планах на это десятилетие две станции «Площадь Станиславского» и «Троллейная», которые будут построены на Ленинской линии как её продолжение от ст. «Площадь Маркса».
Новосибирск практически единственный метрополитен кроме Московского и Санкт-Петербургского, где есть необходимый пассажиропоток для развития метрополитена и это экономически оправдано уже сейчас. К тому же, с финансовой точки зрения деньги у города и региона есть.
Общий вывод: Для Новосибирска уже строится одна станция «Спортивная». Неоднократно заявлялась необходимость строительства станций «Гусинобродская» и «Молодёжная». Так что три станции таки осилят.
Нижний Новгород.
У Нижнего Новгорода есть программа комплексного развития транспортной инфраструктуры со сроком действия до 2030 года. Согласно программе в городе планируется построить шесть станций метро.
Впервую очередь предлагается построить две станции метро на Автозаводской линии в историческом центре города. Это станции «Оперный театр» и «Сенная», которые "съедят" львиную долю вложений в метрополитен города. Стоимость проекта ~27 млрд. рублей.
Следующими предлагается построить две станции на Сормовско-Мещерской линии: «Варя» и «Сормовская». На ст. «Варя» предлагается организация пересадки на одноименную станцию Нижегородской городской электрички.
И третья двойка станций — это «Мончегорская» и «Юго-Западная» в Автозаводском районе.
Незадолго до нового года, губернатор Нижегородской области рассказал о ближайших планах развития метро. Пока остались только три станции: «Оперный театр», «Сенная» и «Варя». Губернатор искренне надеется на помощь федерального бюджета.
Что собственно логично, в условиях дефицита бюджета необходимо строить важные станции с точки зрения пассажиропотока и разгрузки улиц города. «Мончегорская» и «Юго-Западная» всё-таки пройдёт вдали от крупных жилых массивов и нужны скорее для отдаленного продления линии к пос. Новинки, где город хочет организовать масштабную застройку полей.
Общий вывод: У Нижнего Новгорода может не хватить средств на постройку всего задуманного, поэтому пока считаю только три станции «Оперный театр», «Сенная» и «Варя».
Красноярск.
Федеральные власти должны помочь с достройкой первой очереди Красноярского метрополитена, состоящей из шести станций (от ст. «Высотная» до ст. «Стрелка»). Общая стоимость проекта ~65-70 млрд. рублей.
К высоким шансам достройки можно отнести ещё то, что доходные части бюджетов г. Красноярск и Красноярского края на текущий момент самые большие из городов-миллионников, кроме Москвы и Петербурга. Опережая даже г. Казань и Республику Татарстан.
Общий вывод: Есть хорошие шансы получить новую систему метрополитена в Российской Федерации, а именно в Красноярске. + 6 станций метро.
Екатеринбург.
Столице Урала рискует оказаться без какого-либо метростроения в этом десятилетие. Попробую объяснить свои слова.
Первая линия можно сказать полностью построена. Дальнейшее её развитие возможно только под перспективную массовую жилую застройку. В сторону г. Верхняя Пышма строится новая трамвайная линия, поэтому пытаться тянуть метро, даже на отдаленную перспективу, туда на север не будут.
Строительство новой линии это дорогой и долгий процесс. Примерная стоимость второй линии ~90 млрд. рублей. Её хотят протянуть от станции «Янтарная» до станции «Каменные палатки». Т.е. сразу построить 11 станций и одно метродепо! Скорее всего будут дробить на этапы, в каком-то варианте фигурировал план от ст. «Верх-Исетская» до ст. «Политехническая». (8 станций)
Так, последние планы начать строить вторую линию в 2024 году. Но завершат ли в этом десятилетии. У меня лично сомнения.
Есть ещё станция «Бажовская», недостроенная станция первой линии. На ней хотят организовать пересадку на третью линию, которую ещё только предстоит построить. Могут конечно одновременно построить две станции, одну оставить на перспективу. Но кто будет зарывать на это дело деньги и оставлять без дела станцию метро на несколько десятилетий?
Общий вывод: Вполне возможно в этом десятилетии начнется стройка второй линии, но вряд ли какие-либо станции откроют для пассажиров в этом десятилетии.
Казань.
Уже начинаем говорить о хорошем. В Казани строят первую очередь второй линии Казанского метро с 4-мя станциями. Ориентировочный срок завершения работ 2025-2027 года. Всё зависит от финансирования. Дадут больше денег и раньше, то откроют раньше намеченных планов.
О других станциях второй линии говорить преждевременно, официальной информации на этот счёт нет. Ещё не выбрали окончательный вариант трассировки линии после ТЦ Мега.
Общий вывод: В Казани к концу десятилетия без сомнения построят 4 станции метро.
Санкт-Петербург.
Сейчас в городе строят станции «Горный институт» и «Театральная» Правобережной линии, как продолжение линии от ст. «Спасская». Ещё хотят продлить станцию «Кудрово» до одноименного города в Ленинградской области, но пока всё на стадии ожидания объявления конкурса на проектирование.
Две станции новой Красносельско-Калининской линии уже строятся. Это «Путиловская» и «Юго-Западная». Проектируются станции «Броневая», «Заставская», «Боровая» и «Каретная» в сторону центра, и станции «Брестская», «Улица Доблести», «Петергофское шоссе» и «Сосновая Поляна» в сторону области.
В Приморском районе хотят продлить Невско-Василеостровскую линию на две станции: «Богатырская» и «Каменка». Последняя станция связана с пересадкой на будущую ст. «Шуваловский проспект» Фрунзенско-Приморской линии. Все эти станции пока только проектируются.
Также, есть планы продления метро до аэропорта Пулково и строительства Кольцевой линии. Но реализацию они скорее всего не в этом десятилетии.
Несмотря на крупный бюджет (в сравнении с другими городами-миллионниками) и огромные пассажиропотоки, так необходимые для строительства метро (чего нету, например, в Казани), город не спешит строить метро московскими темпами, урезав бюджет на строительство автомобильных дорог.
Одна крупная автомобильная стройка заберёт на себя бюджет строительства 10-15 станций метро глубокого залегания — это «Широтная магистраль скоростного движения».
Общий вывод: Имеется надежда на открытие ~15 новых станций Санкт-Петербургского метрополитена в этом десятилетии. Хотим больше, но как бы не получили меньше)
Москва.
Здесь обойдёмся без интерактивной карты. Есть достаточно много интересных ресурсов и групп в социальных сетях на тему строительства новых станций Московского метрополитена. Например, сообщество «Московский транспорт - мониторинг новостей» и проект «Развитие Метрополитена и Транспорта в Москве».
Чуть выше карта как раз от проекта РМТМ. Зеленые, желтые и красные цвета линий — это построенные и строящиеся тоннели новых станций метро. Серым и фиолетовым цветом — проектируемые линии метро, стройка которых начнется в ближайшие годы.
Ниже я перечислю строящиеся и проектируемые станции метро, стройка которых планируется к завершению до 2030 года. Напоминаю, названия некоторых станций могут поменять ещё до открытия пассажирского движения на них. Итак, поехали:
Люблинско-Дмитровская линия: «Яхромская», «Лианозово», «Физтех» и «Южный порт». 4 станции.
Сокольническая линия: «Новомосковская». 1 станция.
Арбатско-Покровская линия: «Гольяново». 1 станция.
Кольцевая линия: «Суворовская». 1 станция.
Большая кольцевая линия: «Сокольники», «Рижская», «Марьина Роща», «Карамышевская», «Мнёвники», «Терехово», «Кунцевская», «Давыдково», «Аминьевская», «Мичуринский проспект», «Проспект Вернадского», «Воронцовская», «Новаторская», «Зюзино», «Кленовый бульвар», «Корабельная», «Печатники», «Текстильщики». 18 станций.
Бирюлёвская линия: «ЗИЛ», «Остров мечты», «Кленовый бульвар», «Батюнинская», «Москворечье», «Кавказский бульвар», «6-я Радиальная улица», «Липецкая», «Загорье», «Бирюлёво». 10 станций.
Троицкая линия: «Севастопольский проспект», «Академическая», «Улица Строителей», «Улица Новаторов», «Университет Дружбы Народов», «Улица Генерала Тюленева», «Тютчевская», «Мамыри», «Бачуринская», «Коммунарка», «Сосенки», «Воскресенское», «Десна», «Яворки», «Ватутинки», «Троицк». 16 станций.
Рублёво-Архангельская линия: «Пресня», «Проспект Маршала Жукова», «Бульвар Генерала Карбышева», «Живописная», «Строгино», «Липовая Роща», «Архангельская», «Ильинская». 8 станций.
Есть ещё станции с неподтвержденным строительством в этом десятилетие: «Доромиловская», «Плющиха» и «Волхонка» Калининско-Солнцевской (жёлтой) линии; «Челобитьево» Калужско-Рижской (оранжевой) линии; «Физическая» и «Красная Пахра» Троицкой линии.
Планы Московского правительства постоянно корректируется в связи с разными темпами строительства, доступными средствами из бюджета. Поэтому не исключено, что де-факто построенных станций даже будет больше чем перечислил.
Общий вывод: В Москве в этом десятилетии планируют построить 59 (!) станций метро + возможно строительство ещё 6 станций.
Подводим итоги по планам на период 2021-2030 гг.
- Москва. 59 станций.
- Санкт-Петербург. 15 станций.
- Красноярск. 6 станций.
- Казань. 4 станции.
- Нижний Новгород. 3 станции.
- Новосибирск. 3 станции.
- Самара. 1 станция.
- Екатеринбург. 0 станций.
Будем надеется, что с все запланированные станции будут построены или начнутся строится. Или даже больше.
Пока что федеральный бюджет активно помогает регионам со строительством и ремонтом региональных и местных автомобильных дорог. Вкладываются немалые деньги на расширение и постройку новых федеральных трасс (как платных, так и бесплатных). Также, федералы помогают с закупкой нового подвижного состава для наземного общественного транспорта (трамваи, троллейбусы, автобусы).
Когда-нибудь дождёмся единой программы по софинансированию строительства новых станций и линий в городах-миллионниках. Ибо с ростом автомобилизации населения другого выхода не будет, кроме как развивать общественный транспорт, в т.ч. метро.
P.S. Спасибо за прочтение статьи! Надеюсь Вам было интересно прочитать. Буду приемлемо благодарен за оценку статьи и подписку на мой канал. Собираюсь радовать новыми статьями о метростроении, городских электричках и туристических поездках =)