В Евангелии зафиксирован один очень характерный эпизод, повествующий о том, как легко человеку стать «сатаной», причем, казалось бы, руководясь при этом вполне благородными и милосердными мотивами.
Давайте прочитаем:
«С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть.
И отозвав Его, Петр начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!
Он же обратившись сказал Петру: отойди от меня, сатана! ты мне соблазн, потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое». Мф. 16. 21-23.
Казалось бы, Петр просто пожалел Своего Учителя, он только что исповедал Его «Христом, Сыном Бога Живого», и вдруг получает такую «неадекватную» отповедь. Что здесь не так?
Увы – одного человеческого сострадания и милосердия недостаточно, чтобы только им руководствоваться в жизни и не совершать при этом ошибок.
Ты будешь их совершать, мало того – еще и можешь стать «сатаной», исполняя его волю.
Ведь дьявол же не дурак, он не будет предлагать человеку чистый сатанизм, зная, что это его сразу же отпугнет. Он будет действовать как высококлассный шпион, вербующий себе новую агентуру или сектант, расставляющий сети для неофитов.
Все будет прикрыто благовидными предлогами, но по факту окажется, что ты будешь действовать против Бога, выполняя дьявольскую волю, а значит и сам становясь «сатаной», то есть «противником» Бога.
Если бы Христос посетовал бы Петру на свою трудную жизнь, а тот просто по-человечески пожалел Его, вряд ли случилось бы что-либо подобное.
Но Петр только что перед этим выслушал, что смерть Христа – это часть предначертанного Божественного плана Его страданий и смерти, что после смерти Он должен воскреснуть – но это не запечатлелось в голове Петра. У него осталось только, что Он «будет убит» - и он поспешил его отговаривать.
И стал при этом «сатаной» - пусть это послужит нам хорошим уроком!
Прежде чем «жалеть» кого-то и искать способы облегчить ему трудности жизни, всегда надо задуматься, а не являются ли они частью предначертанного свыше Божественного плана.
И может быть, в этом случае человека не жалеть надо, не искать обхода эти трудностей, а наоборот – вдохновлять и подбадривать на их преодоление.
Представьте, если бы тренеры отговаривали своих спортсменов от труднейших и опаснейших элементов их программы. Хорошие тренеры не просто вдохновляют и подбадривают – они стараются внушить уверенность: «ты сможешь!».
Другой урок заключается в понимании тактики сатаны. Он манипулирует вполне человеческими и благовидными мотивами – жалостью, состраданием, милосердием, которые мы привыкли считать вполне добродетельными и даже «христианскими».
Но, оказывается, руководясь ими, можно вполне благополучно стать по факту «сатаной», то есть противником Бога.
Тут тоже вполне простая аналогия – с хирургом. Если бы тот только жалел своих больных и никогда не резал их, зная, что делает им больно – что бы мы о нем сказали?
Так и Бог – Ему приходится «резать» свои создания, чтобы спасти их души, и жалеть только тела страдающих и пытаться вывести их из под Божественного «ножа» под предлогом спасения их от боли – будет чисто сатанинское занятие.
Здесь уместно привести еще одну Евангельскую цитату из посланий апостола Павла:
«Потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут». Римл. 8.7.
Поэтому будем внимательны не только к страданиям своих ближних, но и к Божественному плану по их спасению – стараясь понять его и способствовать его реализации.
Иначе, руководясь только «плотскими помышлениями» и естественными человеческими эмоциями мы легко станем орудиями в руках сатаны.
Да не будет этого с нами!