Из всех регионов России, которые граничат с Московской областью, пожалуй, именно Тверскую можно назвать самой бедной, заброшенной и Богом забытой. По моим наблюдениям, хоть какие-то положительные изменения в этой области стали появляться буквально несколько лет назад. Однако по-прежнему Тверская губерния считается самой вымирающей: в том смысле, что именно в этом регионе нашей страны находится наибольшее количество населенных пунктов, в которых не зарегистрировано ни одно жителя: кто смог сбежал, кто не захотел - дожил свой век на родной земле, которая уже не нужна его потомкам. А государству, судя по всему, совершенно неинтересны история родного края и его богатое наследие, которое с каждым годом исчезает вслед за жителями. Знаю, вступление получилось очень долгим и нудным. Перейдем к сути дела.
Сегодня я хочу рассказать об очередной заброшенной усадьбе, коих в Тверской (да и не только) десятки. Речь пойдет об усадьбе Полторацких, которую еще недавно занимал психоневрологический интернат, а сейчас - крысы и, судя по всем, лица без определенного места жительства. В общем, обо всем по порядку.
Бывшая усадьба Полторацикх находится примерно в 15 километрах от Торжка в деревне Грузины. Кажется, что это глушь и дебри, но какие имена связаны с этим имением: Растрелли, Стасов, Львов, Пушкин, само собой, Александр Сергеевич. Говорят, бывали здесь и императорские особы: Екатерина Великая и Елизавета Петровна. Сейчас, глядя на развалины дворца, даже сложно представить, что когда-то его окружал красивый пейзажный парк. Да и сам господский дом, в котором еще весной 2017 года частично обрушилась кровля, больше подходит для съемок военных фильмов, чем на звание одного из объектов Пушкинского кольца Верхневолжья - туристического маршрута в Тверской области, куда входят развалины усадьбы Полторацких.
В середине XVIII века владельцами усадьбы стали супруги Полторацкие. Марк Федорович во многом благодаря своей властной и деловитой жене Агафоклее Александровне (ее внучкой, кстати, была Анна Петровна Керн) со временем стал одним из крупнейших помещиков не только в Тверской губернии, но и всей Российской империи.
Когда именно была построена усадьба, дошедшая до наших дней в столь неприглядном состоянии, точно неизвестно, однако, согласно архивным данным, церковь в честь Грузинской иконы Божьей Матери в составе комплекса построили в 1744 году. А главный усадебный дом возвели по проекту архитектора Бартоломео Растрелли. Сам итальянец, конечно, в этих краях никогда не был, однако это совершенно не помешало построить великолепный трехэтажных дворец на 120 комнат.
В начале XIX века усадебный замок по просьбе Полторацких перестраивал другой выдающий архитектор Василий Стасов, авторству которого принадлежат многочисленные гражданские и религиозные здания преимущественно и столичном Петербурге. А завершил строительство усадьбы еще один знаменитый архитектор Николай Львов, имение которого находилось неподалеку. Именно он создал здесь пейзажный парк, систему озёр, перекинул через речку Жаленку валунный мостик и гармонично вписал все это в парковый ансамбль.
Помимо собственно парка, господского дома и многочисленных хозяйственных построек здесь были кузницы, оранжереи, теплицы, конный двор, водяная мельница и даже винокуренный завод. А местными пейзажами, по версии некоторых историков, любовались Александр Пушкин и Анна Керн, муза солнца русской поэзии и внучка владелицы точно здесь бывала, а вот насчет самого поэта историки не уверены. Не точны сведения и про визиты в имение императриц. И тем не менее принято считать, что в разные годы здесь бывали и Елизавета Петровна, и Екатерина Великая.
После Октябрьской революции усадебный дом ненадолго занял сельскохозяйственный техникум, а затем дом-интернат для инвалидов и престарелых людей, который в 1980 году был перепрофилирован в психоневрологический интернат. А за четыре года до этого, в 1976-ом, недалеко от усадьбы выстроили новые корпус для пациентов. И на протяжении нескольких десятков лет ПНИ занимал два здания, худо-бедно поддерживая оба в приличном состоянии. К 2010 году в рамках очередной оптимизации количество постоянных пациентов уменьшилось почти в два раза, а интернат попросили освободить старинное здание.
Десять лет назад учреждение покинуло стены дворца и оно стало лакомым местом для всевозможных кладоискателей и мародеров. Все, что можно было украсть, давно украдено. Выбитые окна, разрушенные потолки и полы, пробитая крыша и обломки перекрытий, облупившийся фасад, остатки лепнины, нелепые граффити, плесень и мусор. И все этого огорожено остатками красно-белой сигнальной ленты, как бы сообщающей, что проход на территорию творения Растрелли и Стасова может быть опасен для жизни. Да и смотреть внутри уже откровенно не на что - разруха и тлен. Очень жаль, красивое было место, это видно даже по тем развалинам, которые дошли до наших дней.
Спасибо за внимание!
Понравилась статья? Ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые публикации)
Читайте также:
- Одно из семи чудес Орловщины: разруха и запустение в старинной усадьбе
- Власть против потомков: кто захватил усадьбу Мирковичей под Тулой