(1 Пет. 1:13-25)
Живое воображение - ценное качество для того, кто изучает Библию. Без него ученик не может войти в древний мир и понять его. Представьте, что вы первые читатели 1 Петра. Вы живете в Малой Азии первого столетия, в одном из крупных асийских городов - таком, как Смирна, Эфес или Пергам. Только в Малой Азии первого века мы можем понять всю силу слов этого письма.
В том мире, куда вы попали, церковь только-только зародилась. Еще живо в памяти распятие Христа. Вы помните первого проповедника, пришедшего в ваш город. Сначала он просто вызывал любопытство, но, к вашему удивлению, его манера держаться и слова, которые он говорил, начали производить на вас впечатление. Он учил, что есть только один Бог и что все люди согрешили против Него и стали Его врагами. От него вы также узнали, что Бог послал Спасителя, Господа Христа. Услышав это послание надежды и любви, вы приняли христианство.
Прошло десять или пятнадцать лет. Так как вы и другие христиане оставили религиозные традиции своего окружения, некоторые из ваших друзей исполнились против вас злобы. Родственники и соседи поносят вас; городские чиновники выспрашивают вас о Боге, которому вы служите. Больно видеть, как некоторые ваши друзья-христиане отрекаются от Христа и присоединяются к тем, кто делает жизнь верующих невыносимой.
В таком мире христиане отчаянно нуждаются в поддержке, и письмо, подобное 1 Петра, может означать возвращение от духовной смерти к жизни. Мысль Петра проста. Вы и ваши друзья-христиане не должны ослаблять своего рвения. “...Препоясавши чресла ума вашего, бодрствуя...”, - говорит послание (1:13). Бог хочет и ожидает от Своего народа ни много ни мало святости. Петр усиливает свою мысль, цитируя в 1:16 стихи из Левита: “Будьте святы, потому что Я свят” (Лев. 11:44; 19:2; 20:7).
Святость! Честно говоря, христианам трудно соотносить себя с этим словом. Как можно быть святыми? Петр отвечает на этот вопрос, останавливаясь на трех благословениях в жизни его читателей: послушании, искуплении и возрождении.
ПОСЛУШНЫЕ, КАК СВЯТЫЕ ДЕТИ (1:13-17)
Для многих из нас страдание и христианство тесно связаны между собой больше в теории, чем в действительности. Однако не так было для первых читателей письма Петра. Когда избивали брата, волоком притащив его в центр города и сорвав с него одежду, страдание было реальным. Когда сестра рассказывала о том, что родители выгнали ее из дому, а остальные члены семьи не хотят с ней разговаривать, или что у ее детей нет друзей, страдание становилось частью жизни. Для первых читателей письма апостола это было не прошлое, на которое можно было оглянуться и покачать головой в знак сочувствия страданиям, выпавшим на долю живших до них христиан. Это было живое настоящее со шрамами на собственных спинах.
Как Петр реагирует на шрамы и боль? Он велит христианам быть послушными Богу (1:14). Он призывает их с новой силой изгнать грех из жизни и оставаться святыми. Он говорит, что страдания очистят и облагородят их, как огонь облагораживает золото (1:7). В 1 Петра мы не встретим малодушия. Кажется, Петр так и хочет сказать: “Если враг желает драться, то мы готовы. Против зла мы выставим святость”.
Вряд ли может быть случайностью, что послушание и святость Петр поставил рядом (1:14, 15). Святость - это не состояние ума; это образ жизни. Святость требует, как минимум, двух вещей. Во-первых, смирения. Мы должны признать, что у нас нет ни сил, ни мудрости направлять самих себя. Во-вторых, она требует доверия. Мы должны без страха довериться руководству другого. Неудивительно, что Петр обратился к образу ребенка, когда сказал: “Как послушные дети...” (1:14).
К сожалению, некоторые христиане неправильно истолковывают смысл ученичества, утверждая, что мы должны безоговорочно подчиняться тому, кто взял на себя ответственность за нашу святость. Детское послушание, которое Петр приводит в пример, требует смирения и доверительного отношения между христианами и Богом. Позволять другому человеку брать на себя исключительное право Бога руководить нашей жизнью - значит заигрывать с идолопоклонством. Это значит отказаться от борьбы за святость. Доверие, смирение и послушание противопоставляются пассивности. Ученик Христа стремится познать Божью волю и живет в соответствии с ней.
Праведная жизнь этих христиан резко контрастировала с тем, как они жили прежде. Превосходство их нынешней жизни было очевидно. Поэтому читатели Петра не могли понять, почему мир высмеивает и преследует их. Почему Бог допускает это? Почему они должны страдать? Это извечные вопросы. С настойчивостью, порожденной отчаянием, Иов спрашивал: “Почему не сокрыты от Вседержителя времена, и знающие Его не видят дней Его?” (Иов. 24:1). Псалмопевец признался, увидев благоденствие самонадеянных людей: “Едва не пошатнулись ноги мои, едва не поскользнулись стопы мои...” (Пс. 72:2).
Петр понимает страдание практически так же, как друзья Иова. Елифаз (Иов. 5:17) и Елиуй (Иов. 33:19) утверждали, что страдание посылается Божьим слугам, чтобы с его помощью исправить их и сделать их стойкими. Аналогична этому мысль Петра о том, что страдание очищает веру христиан подобно тому, как огонь очищает золото. Нельзя сказать, что все беды являются Божьей карой, и все же они могут сослужить добрую службу христианам. В конечном счете, Петр своим ответом на вопрос о страдании напоминает о беспристрастном Божьем суде (1:17). В этом его ответ перекликается с Псалмом 72, где псалмопевец делает вывод, что благополучие нечестивых временно. Фактически, Петр говорит то же самое.
Праведные получат свою награду, а нечестивые испытают на себе Божий гнев, когда все зло будет исправлено в последний день. А пока, чтобы быть святым, нет необходимости решать вопрос о страдании. “На этой земле вы странники” - пишет Петр своим читателям. Слова “со страхом проводите время странствия вашего” (1:17) отражают и смирение, и доверие, и послушание. По сути, Петр говорит: “Возможно, у вас нет ответов на все сложные вопросы жизни, но у вас есть такой ответ: Бог мироздания знает вас, любит вас и искупил вас”.
ИСКУПЛЕННЫЕ КРОВЬЮ ХРИСТА (1:18-21)
В 1:14 и 1:18 Петр напоминает своим читателям об их прежнем образе жизни. В стихе 14 он говорит о том, что их прошлые желания шли от незнания, а в стихе 18 - что образ жизни, унаследованный ими от отцов, был суетен. Без Бога жизнь людей становится невежественной и бесцельной, переходит в пустую ежедневную заботу об удовлетворении желаний, которым не видно конца.
Многие вещи, которые наш мир считает умными, современными и смелыми, на самом деле являются всего лишь продолжением того же невежества, которое разрушало жизнь, лишая ее радости, на протяжении тысячелетий. Бездумное потворство желаниям порабощает и уничтожает. Позже Петр напишет о тех, кто обещал свободу, в то время как сами были рабами тления: “...кто кем побежден, тот тому и раб” (2 Пет. 2:19).
Петр проводит резкий контраст между порабощением, разрушавшим прошлую жизнь этих христиан, и свободой, которую они имели во Христе. Петр напоминает им об их искуплении. Слово, переведенное как “искуплены”, в греческом мире употреблялось светскими авторами, когда они говорили об уплате выкупа. Богатый или влиятельный человек мог внести за себя большую сумму пиратам или банде разбойников. Римский историк Светоний описывает случай из жизни Юлия Цезаря, происшедший в 74 г. до н.э. Юный Цезарь отправился на Родос (остров в Эгейском море), где намеревался изучать риторику. Когда корабль попал в руки пиратов, Цезарь послал в город Милет за пятьюдесятью талантами золота, которые он пообещал в качестве выкупа. Городские власти Милета уплатили эту огромную сумму, и пираты освободили Цезаря.
Богатые и влиятельные люди платили выкуп золотом и серебром, но Петр напоминает своим читателям, что за их освобождение из рабства похотей плоти был дан гораздо более ценный выкуп: за него было заплачено кровью Сына Божьего (1:18, 19). Павел сформулировал это так: “Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом” (2 Кор. 5:21).
Петр называет Христа чистым и непорочным агнцем (1:19). В Отк. 5:8 Христос назван тем же самым словом, но в греческом тексте оно немного изменено и дословно означает “маленький ягненок”. Говоря о Христе, новозаветные авторы использовали самые нежные и ласковые слова. В синодальном переводе Деян. 3:13, 26; 4:27, 30 Он назван Сыном, в Славянском Евангельском Обществе - Отроком, а в Современном Переводе - Слугой. Когда христиане в конце первого и начале второго столетий писали о Господе, они часто называли Его “дитя”. Такие слова, как “агнец” и "дитя”, побуждают нас думать о Христе, как о невинном и дорогом для нас существе.
Павел называл Христа “нашей Пасхой” (1 Кор. 5:7). Та же связь между Христом и Пасхальной жертвой прослеживается в Ин. 19:36, где апостол говорит, что ни одна кость тела Христа не была сломана. Хоть в 1:18-21 и нет прямой ссылки на Пасху, упоминание Петром “непорочного и чистого агнца” естественно возвращает нас к Исх. 12, где говорится о том, как резали ягнят, чтобы окропить ими дверные косяки, и как Бог обошел стороной дома, помеченные кровью этих ягнят. Кровь Агнца искупила грешника, исцелила его и освободила от силы губителя, сатаны.
Этот великий искупительный акт Бога во Христе был задуман с основания мира, но исполнился только теперь, в конце времен, в последние дни (1:20). Весь Ветхий Завет дышит духом ожидания исполнения Божьих обетовании. Семя Давидово, Отрасль, вновь воссядет на престоле, и Бог будет править Своим народом. Новый завет будет записан в сердцах людей (Иер. 31:33). Барс и козленок будут лежать вместе (Ис. 11:6). Петр говорит своим читателям, что все Божьи обещания проявились через них в последнее время. Он заверяет их, что они являются наследниками всего. Вера и надежда, данные христианам в воскресении Христа, естественным образом порождают святость.
РОЖДЕННЫЕ ОТ НЕТЛЕННОГО СЕМЕНИ (1:22-25)
Хотя слово “крещение” встречается в 1 Петра только один раз (3:21), внимательно изучающие Библию давно поняли, что крещение - одна из основных тем послания. Некоторые зашли так далеко, что утверждают, что письмо представляет собой слегка измененный текст, который руководители ранней церкви торжественно произносили во время крещения новообращенного. В крещении человек рождался свыше. Павел использовал этот образ и расширил его, сказав, что христианин выходит из вод крещения, чтобы ходить в “обновленной жизни” (Рим. 6:4). Не вызывает сомнения, что слова Петра “возрожденные не от тленного семени, но от нетленного” (1:23) означают именно христианское крещение (как и в 1:3).
Говоря фразу: “Послушанием истине чрез Духа очистивши души ваши...” (1:22), Петр совсем не имеет в виду, что христиане зарабатывают себе спасение. В первую Пятидесятницу после воскресения Христа Петр призывал: “Спасайтесь от рода сего развращенного” (Деян. 2:40). По Божьей благодати человечеству было предложено спасение и вечная жизнь. Мысль, что слушатель должен протянуть руку и принять предложенный дар, не противоречит учению о благодати. Именно это Петр и имеет в виду, когда говорит им: “Вы очистили души” (Современный Перевод). Они поверили слову надежды и благодати и сделали то, что велел им Господь.
Святость у Петра все время стоит рядом с мыслью о рождении свыше. Семя нетленно, и уверовавший очищается. Понимали ли люди, жившие в Малой Азии, какой смысл Петр вкладывал в свой призыв жить святой жизнью? Хватило ли им вдохновения и мужества, чтобы отвергнуть ценности и образ жизни своего мира? А что мы можем сказать о себе? Современность зовет к немедленному удовлетворению всяческого вожделения. Нам говорят, что нечего ждать. Популярные телепрограммы усиливают этот призыв к безотлагательному получению удовольствия. Миллионы людей руководствуются в жизни побуждениями, которые не поднимаются выше стремления делать только то, что хочется, и делать это не раздумывая.
И христиане живут в таком мире - христиане, которые должны быть святы. Для читателей письма Петра граница между их святой христианской жизнью и прежней грешной жизнью неверующих не была расплывчатой. Возможно, наш мир не таков. Линия между святым и несвятым зачастую у нас теряет ясные очертания. Порой христиане сами способствуют этому. Слыша зов мира, некоторые говорят так: “Разве обязательно лишать себя всех удовольствий? Давайте не будем заходить слишком далеко с нашей святостью”. Похоже, некоторые христиане боятся, что мир навесит на них этот самый обидный из современных ярлыков: “фанатик”. Им очень не хочется, чтобы кто-нибудь думал, что они серьезно считают себя детьми Царя.
Большинство христиан с сожалением и горечью наблюдают сегодня этот всепроникающий призыв к сладострастию. Слова Иисуса Навина, обращенные к древнему Израилю, могут вполне подойти современной церкви: “Не возможете служить Господу, ибо Он Бог святой...” (Иис. Н. 24:19). Готовы ли мы стать святыми? Я не знаю, каким будет наш ответ на этот вопрос. Моисей ответил на это так: “Ибо заповедь сия, которую я заповедую тебе сегодня, не недоступна для тебя и не далека; ...но весьма близко к тебе слово сие; оно в устах твоих и в сердце твоем, чтоб исполнять его” (Втор. 30:11, 14).
Петр указывает на два источника, из которых христиане могут черпать силы для борьбы за святость в несвятом мире. Во-первых, святость укрепляется, когда товарищи-паломники, направляющиеся вместе к Святому Граду, отдают и принимают братскую любовь. Петр знает, что чистота и послушание его читателей породили в них искреннюю любовь, и продолжает их наставлять: “Постоянно любите друг друга от чистого сердца” (1:22).
Во-вторых, святость вечна, в то время как земные почести и хотения преходящи. “Вы возродились не от семени тленного”, - говорит Петр (1:23; Современный Перевод). Далее он цитирует прекрасные слова из книги пророка Исайи 40:6-8, которые перекликаются с Псалмом 102:15, 16: “Ибо всякая плоть - как трава, и всякая слава человеческая - как цвет на траве, засохла трава, и цвет ее опал; но слово Господне пребывает вовек” (1:24, 25).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В 1:13-25 Петр призывает своих читателей быть святым народом и указывает на три пути к святости: послушание, искупление и возрождение. Мир первых читателей послания Петра в какой-то степени был таким же, как наш сегодняшний мир, а в какой-то - совершенно иным. К концу I века граница между христианами и нехристианами в Малой Азии была резко очерчена. Христиан подвергали насмешкам, а иногда и жестоким наказаниям за то, что они смели говорить: “Христос есть Господь”. Петр не предлагает христианам облегчения от физических и душевных страданий. Наоборот, он говорил, что их положение может даже ухудшиться. Но, что бы ни случилось, он хотел, чтобы они осознавали себя Божьим народом, а Божий народ свят.
Мир двадцатого века больше всего нуждается в святой жизни тех, кто носит имя Господа. Здесь нет места для компромиссов и оправданий. Мало кто из современных христиан должен бояться физического наказания за свою принадлежность к христианству. Сегодня грех крепко сжимает нас в своих объятиях и говорит нам, что мы всего лишь люди и не можем ожидать от себя слишком многого.
Христиане нужны друг другу. Мы должны любить друг друга искренне и от всего сердца. Ведь Христос устроил из Своего народа дом духовный, святой, в котором мы можем дать друг другу поддержку и опору. Дом, который Он возвел, вечен - не так, как слава травы, которая засыхает и опадает. О доме нерукотворном, созданном из живых камней, Петр подробно пишет в главе 2. А пока давайте поймем, что святой этот храм построен из мужчин и женщин, которые расстались со своим прежним невежеством и были искуплены кровью Агнца.