Первая и главная исполнительница песни «Лили Марлен» - немецкая певица кабаре Лале Андерсен. Сначала пластинки с её записью песни, сделанной в 1939-м, не имели особого успеха. Но в 1941-м одна из них попала к сотрудникам оккупационной германской радиостанции «Солдатское радио Белграда», песню поставили в эфир, и она немедленно сделалась хитом, а Лале Андерсен звездой. Геббельсу считал песню панической и депрессивный, и когда певицу заподозрили в связях с еврейскими эмигрантами-антифашистами в Швейцарии, тотчас запретил, как и вообще все её записи и выступления. Певица попыталась покончить собой, но её спасли. А Геббельсу пришлось уступить – «Лили Марлен» и её исполнительницу пришлось вернуть в радиоэфир по просьбам тысячи солдат, поступавших с разных фронтов и поддержанных генералом Роммелем.
К концу войны её пели по обе стороны фронта. Она стала любимой песней английских, французских, американских солдат. И в итоге была переведена на 48 языков мира, в том числе иврит, звучала в разных фильмах и исполняется до сих пор. Черчилль её не любил. Русский поэт Иосиф Бродский её пел, сделав собственный вольный перевод. Немецкий режиссер Райнера Вернера Фассбиндера снял фильм по мемуарам Лале Андерсен, сделав песню центром сюжета.
Лили Марлен / Lili Marleen (1981) реж. Райнер Вернер Фассбиндер
Воспоминания Лале Андерсон режиссер облек в форму отчаянной мелодрамы, сконцентрировав сюжет вокруг любовного романа Вилли (творческий псевдоним певицы) и Роберта, музыканта швейцарско-еврейского происхождения. А песню «Лили Марлен», превратившую Вилли в звезду Третьего Рейха, сделал лейтмотивом перипетий этих отношений и метафорой человеческой жизни в контексте истории.
Чем больше в фильме звучит песня и помпезнее обставлено её исполнение героиней, тем выше градус накала экранных страстей и условнее происходящее на экране. Режиссер собственной персоной появляется в роли главы подпольной антифашисткой организации и саморазоблачительно подталкивает сюжет в определённом направление – то отправляя Вилли на Восточный фронт, то спасая ей жизнь с помощью ловкого пиар-приема. Мелодрама начинает походить на собственную карикатуру, становится самопародией и трансформируется в откровенный трагифарс - главный жанр 21 века с его тотальной иронией, как последним и весьма печальным прибежищем здравого смысла.
Фассбиндер будто предостерегает – не стоит серьезно воспринимать происходящее, в этой истории все относительно из-за свей двойственности. Это и сама Вилли, которая одинаково самозабвенно поет для солдат Вермахта и помогает антигитлеровскому подполью. И ее возлюбленный Роберт, бесстрашный подпольщик и банальный обыватель, роль которого символично играет тот же актер, что и Паскуалино, собирательный образе обывателя всех времен из фильма Лины Вертмюллер «Семь красоток». И евреи, которые не только жертвы, но вполне себе сплоченная сила, также неохотно впускающая в свой круг чужаков, как и остальные. И успех, который случаен и необъясним, как говорит друг Вилли в фильм «Ты безголосая певица и я, посредственный музыкант, сделали это!». А сама песня с одинаковым эмоциональным эффектом служит и солдатам Гитлера, и солдатам антигитлеровской коалиции, используется и как приманка для заманивания немецкий солдат в смертельную ловушку, и как орудия пытки гестаповцами.
Фассбиндер нарочито стилизует фильм под тоталитарное кино с его постановочным размахом, грандиозными декорациями и ослепительными нарядами. Человеческое, личное теряется во всем этом масштабном иллюзорном великолепии, отступает на задний план. Вилли поет, эффектно рвутся снаряды, замирают на месте, падают и разлетаются в стороны тела убитых. Живые люди кажутся винтиками, частью гигантского механизма, управляемым то ли сумасшедшим, то ли слепцом. И Вилли, и часовой от имени которого поется песня, мечтают о простом человеческом счастье, также как и Германия, голосовавшая за Гитлера влекомая мечтами о бюргерском покое и достатке. Но всё оказывается иллюзией и обманом. И над всем этим звучит сентиментальная песенка.
После выхода фильм вызвал неоднозначную реакцию. Многим казалось, что Фасбиндер чересчур перестарался, яростно мелодраматизируя историю, сделал сюжетные линии вроде тайного выкупа Роберта у Гестапо или появления неожиданного помощника Вилли и подпольщиков внутри нацистских структур слишком неправдоподобными. Но по мере того, как получают огласку неизвестные ранее факты о той войны, все это не выглядит так уж экстравагантно.
Например, чего стоит реальная история, которой посвящен отдельный документальный фильм 2020 года, об унтершарфюрере СС, влюбившемся в еврейку, заключенную Освенцима. Он спасал её от тяжелых работ, голода, тифа, буквально вытащил её сестру из газовой камеры, оставаясь при этом безжалостен и груб к другим узникам. Когда администрация концлагеря заподозрила неладное и устроила девушке допрос, но она ничего не рассказала. Он же во всем признался зловещему Йозефу Менгеле, который его не выдал! Влюбленный эсэсовец до последнего надеялся, что после войны сможет жить с девушкой в Австрии, но она уехала в Израиль, вышла замуж и не отвечала на его письма. А в 1972 году они встретились в зале венского суда, где она давала показания по делу о его преступлениях.
Кажется, реальность намного безумнее самого искушенного автора, частное всегда проигрывает в контексте истории, победителей же в конечном итоге никогда нет. А от всего остаётся лишь сентиментальные песенка, бог весть почему запавшая в душу.
Главную роль в фильме сыграла Анна Шигула, любимая актриса Фассбиндера. Это одна из лучших её ролей в кино и последняя их совместная работа с режиссером. Отчасти «Лили Марлен» итог десяти непростых лет личных и творческих отношений режиссера и актрисы.
Понравилась статья? Ставьте лайки! Хотите читать ещё - подписывайтесь на канал: Подписаться
Автор :@heynavidad t.me/zhiznkakkino