Найти тему
ЕгорЫчъ

Почему при взлете самолета "закладывает" уши?

Здравствуйте, дорогие мои! Многие замечали, что находясь в кабине самолета, при взлете у многих "закладывает уши". Ведь кабина авиалайнера должна быть герметична.

Взлет. Фото из открытых источников.
Взлет. Фото из открытых источников.

Я уверен, что уже множество статей написано на эту тему. Но все же поясню данный процесс, что называется "на-пальцах".

Ни для кого не секрет, что в зависимости от высоты атмосферное давление тоже меняется. Чем мы выше, тем меньше давление вокруг нас, а внутри нас кровяное давление остается неизменным. Именно поэтому, наше внутреннее давление, что называется "давит" на барабанную перепонку изнутри, что и вызывает "закладывание уха". Правда, данный эффект возникает лишь при достаточно резком изменении давлений "внутри" и "снаружи", как при скоростном подъеме на высоту.

Но вернемся к взлету на самолете. Абсолютно верно - кабина самолета герметична, но не совсем. За состоянием давления внутри фюзеляжа следит так называемая "Система автоматического регулирования давления" (САРД). А она работает следующим образом: до высоты примерно 3000 м., давления внутри самолета и снаружи уравновешены, а затем и вступает в работу САРД, поддерживая постоянное давление внутри лайнера, соответствующее 3000 м. над уровнем моря.

Схематичный график зависимости давления от высоты. Рисунок мой, уж извините...
Схематичный график зависимости давления от высоты. Рисунок мой, уж извините...

Вот поэтому до набора самолетом высоты 3000 м. мы испытываем неприятные ощущения в ушах.

Но тогда почему не сделать постоянное давление внутри самолета, равное 0 метрам над уровнем моря, спросите Вы? Ответ прост. Большой перепад давлений снаружи и внутри самолета требует более крепких, тяжелых и дорогостоящих материалов, что приведет к утяжелению конструкции, большему расходу топлива, и как следствие, к удорожанию билетов.

Как пример могу привести сверхзвуковой "Конкорд". Цены на билеты были вдвое (а то и впятеро!) дороже обычных. А все преимущество в скорости перелетов все равно терялось при прохождении паспортного контроля и получении багажа, а затем и стоянии в пробках.

Но тогда почему не сделать давление внутри самолета, соответствующее 4000 или 5000 м? Здесь тоже все просто. Среднестатистический человек легко переносит высоту 3000, а все что выше - уже сложнее.

Так что, друзья мои, перелетая из одного места в другое, мы находимся внутри самолета, но ощущаем себя на высоте 3000 м.

P.S. Лично я снимал обувь при длительных перелетах и замечал, что после приземления ботинки с трудом налезают обратно. Это связано с тем, что организм несколько "раздулся" из-за пребывания на высоте.

Вот как-то так. Ваш Егор.