В Советском Союзе обороноспособность страны ставили на одно из первых мест. Военный бюджет не страдал от нехватки денег. В области вооружений отставания от Запада не было, а кое-где существовало и превосходство. Огромная машина советского военно-промышленного комплекса могла свернуть горы, ей были по силам любые задачи.
Британский самолет вертикального взлета "Хариер" существовал единственным в своем классе всего лишь год. Советские конструкторы шли нога в ногу с веяниями времени. Сначала взлетел ЯК-36, затем ЯК-38, который и пошел в серийное производство.
И британские, и советские самолеты вертикального взлета того времени, качественно уступали традиционным летательным аппаратам по всем основным боевым параметрам.
Хорошо это понимая, конструкторы КБ Яковлева продолжали работать над усовершенствованием ЯК-38. В результате многолетнего труда, на свет появился самолет с вертикальным взлетом и посадкой (СВВП), не уступающий по своим возможностям обычным истребителям.
ЯК-141 стал революционным прорывом. Он был сверхзвуковым, маневренным и многофункциональным. Самолет ожидало блистательное будущее, если бы не 1991 год и распад СССР.
Последующие события можно называть по разному, предательством, безысходностью, обреченностью, желанием подзаработать - все это имело место.
КБ Яковлева, как и многие другие советские центры передовых разработок, лишили государственного финансирования и обрекли на самостоятельное выживание.
Супер перспективные и совершенно секретные разработки оказались в поле зрения американской компании Lockheed Martin, работавшей над созданием истребителя XXI века - "Joint Strike Fighter" (тот самый F-35). У американцев были серьезные проблемы с маршевым двигателем и подъемным вентилятором.
Дальнейшие события происходили чрезвычайно быстро. Пользуясь полным отсутствием контроля государственных органов за "совершенно секретными разработками", американцы заключили соглашение с "яковлевцами" о совместной разработке СВВП. В результате такой кооперации, компания Lockheed Martin получила технологии, разработанные целым поколением советских инженеров.
О "взаимовыгодном сотрудничестве" стало известно только в 1995 году. Взлетевший в небо американский F-35, многим обязан советским конструкторам. А перспективный ЯК-141 успешно "почил в бозе".
В последнее время, появилась надежда на возрождении работ над российским СВПП. Об этом заявлял вице-премьер Борисов в 2017 году. Строящиеся в Керчи два УДК, водоизмещением в 40 000 тонн (как заявил недавно зам. министра обороны Алексей Криворучко), вероятно и будут носителями этих СВВП.
Больше новостей читайте на сайте "Футшток"