Найти тему
GowiththeWind

Фотограф в опере

Сразу скажу: я всего лишь любитель. Даже более того: я и любитель такой - странноватый, у меня это более фан-фото, чем пристрастие именно к фотографии как таковой. Поэтому всё, что я буду рассказывать здесь о фотосъемке, - всего лишь мой личный опыт, который происходил в совершенно конкретных условиях, и они во многом этот опыт формировали. Есть, конечно, абсолютные правила, я их упомяну, но их будет немного и они в принципе очевидны и могут быть неизвестны разве что совсем начинающим. Ну, вдруг все-таки кому-то полезно будет...

"Пиковая дама", РАМ им. Гнесиных. Лиза - Наталья Скрябина, Герман - Петр Налич.
"Пиковая дама", РАМ им. Гнесиных. Лиза - Наталья Скрябина, Герман - Петр Налич.

Итак, речь пойдет о фотосъемке оперных спектаклей. Надо сказать, за это дело я взялась далеко не сразу, при том что уже на первый свой концерт МКПН пришла с фотоаппаратом и вообще, прочитав на форуме обсуждение вопросов о фото- и видеосъемке, сразу как-то себе галочку поставила на будущее. Но снимать из танцпола - это одно, а фотографировать оперу - совсем другое, там действительно есть ряд сложностей, и я на это дело долго не решалась. Однако же попытки снимать оперу и академические сольники сейчас обнаружила у себя уже в начале 2012 года. Тогда я еще мучилась с пленочным фотоаппаратом, через раз одалживала цифровой "Кэнон" и снимала вообще как-то совсем так себе.

Снимать на пленку в наши дни - это, конечно, извращение... Но у меня выходило, что уж лучше на хорошую пленочную зеркалку, чем на примитивную, хоть и цифровую мыльницу.
Снимать на пленку в наши дни - это, конечно, извращение... Но у меня выходило, что уж лучше на хорошую пленочную зеркалку, чем на примитивную, хоть и цифровую мыльницу.

Сразу затрону вопрос официальных разрешений: конечно, в "настоящем" театре просто так фотографировать всем подряд не позволят. Наверное, там тоже можно получить аккредитацию, но спрос будет уже другой и уровень надо будет продемонстрировать достаточно продвинутый. Ну и у таких заведений наверняка есть свои фотографы-профи. Другое дело постановки любительские, студенческие или, так скажем, антрепризные, когда никаких запретов вообще нет или бывает легко договориться с организаторами или режиссером. Вот на таких "кошечках" и можно вполне себе тренироваться с большим удовольствием.

"Алеко". Дипломный спектакль, так и не поставленный в программу. РАМ им. Гнесиных.
"Алеко". Дипломный спектакль, так и не поставленный в программу. РАМ им. Гнесиных.
-5

А удовольствие бывает действительно большое. Например, студенческие постановки - когда все участники молоды, увлечены, воодушевлены, глаза у них горят... Для меня лично это бывает важнее вокального совершенства - тем более что бывают очень сильные вокально студенты, ради них можно и "не заметить", что некоторые другие персонажи в спектакле поют послабее. А еще интересно бывает через пару лет увидеть, как те, кто сначала вроде с неба звезд не хватал, вдруг вырастают, раскрываются и оказываются очень даже хорошими певцами и артистами.

Абсолютное правило в случае с оперой (да и любым другим спектаклем) - без вспышки. В спектакле свет уже выстроен, это гораздо больше, чем сценический свет на рок-концерте: светом режиссер "рисует" картинку, это очень сильное выразительное средство. Вспышка эту магию только разрушит. Не говоря уже о том, как она будет "бить" по глазам, причем не только исполнителям, но и зрителям. Поэтому выставляем максимальное ИСО (значение светочувствительности) и выкручиваемся, как можем.

Петр Налич в роли Германа. "Пиковая дама" в РАМ. им. Гнесиных.
Петр Налич в роли Германа. "Пиковая дама" в РАМ. им. Гнесиных.
"Пиковая дама". РАМ им. Гнесиных.
"Пиковая дама". РАМ им. Гнесиных.

Дело в том, что света на спектаклях часто бывает маловато. Если фотоаппарат поновее и позволяет выставить действительно большие значения ИСО, возможно, эта проблема будет отчасти решена. Отчасти - потому что слишком высокое ИСО имеет свои недостатки, в первую очередь растет зернистость, и в какой-то момент она может начать конкретно портить картинку. У меня canon eos 40d, его возможности заканчиваются на ИСО 1600, то есть в принципе раньше этих проблем. Но это заставляет меня ставить достаточно длинные выдержки. Длинная выдержка - враг резкости, ведь объектив у меня длинный и тяжелый, 70-200 мм. Он весит 2,5 кг - но без такого объектива я бы вообще ничего путного не сняла. Есть вроде бы некая формула, что максимальная выдержка должна составлять число, обратное фокусному расстоянию, но по факту приходится ставить и 1/100, и 1/60 - иначе будет всё просто темное. Немного влияет на освещенность расстояние от сцены - но тут тоже своя проблема. Например, в Гнесинке первые ряды расположены ниже края сцены (кстати, это типично и для многих концертных залов) - а это значит, что ракурс будет снизу вверх, что не всегда идет на пользу картинке. Бывает, что лучше все-таки сесть на несколько рядов дальше, но чуть выше. В общем, сплошные компромиссы...

-8

"Черевички". Оперная студия "Орфей".
"Черевички". Оперная студия "Орфей".

А теперь второе важное правило для фотографа в опере: не щелкать. То есть стараться максимально маскироваться и не нарушать музыкальный момент. Достаточно часто для этого приходится жертвовать ценными кадрами. Иногда, конечно, приходится нарушать - но лучше нарушать не слишком грубо и не слишком часто, а главное, не ради проходных кадров ни о чем, а так, чтобы приготовившиеся после спектакля побить фотографа друзья-аудиофилы, увидев результат, смогли виновного простить.

"Богема", РАМ им. Гнесиных. Рудольф - Петр Налич, Мими - Анна Авакян.
"Богема", РАМ им. Гнесиных. Рудольф - Петр Налич, Мими - Анна Авакян.

Фотограф в опере - абсолютный злодей. Ведь классическая музыка устроена тонко, местами прозрачно, акустика зала многократно усиливает все звуки. А щелчок затвора обладает ярко выраженной немузыкальностью. Поэтому по возможности желательно выбрать себе место не только с точки зрения ракурса и обзора, но и сточки зрения окружения. Оптимально посадить рядом лояльно настроенных друзей, не обремененных абсолютным слухом:)

По ходу спектакля есть совершенно явные табу. Это пиано, ферматы, музыкальные паузы внутри фраз ариозо, арий или диалогов - все наиболее чувствительные для слушательского восприятия моменты. Желательно очень бережно относиться к ариям - слушатели их специально ждут, к тому же эти места бывают достаточно тонко прописаны по музыке, то есть щелчок точно будет услышан и помешает. Дождитесь хотя бы ноты, звучащей на фортиссимо. Но лучше дождитесь окончания арии - тем более что могут очень удачно последовать аплодисменты.

-11

"Богема". РАМ им. Гнесиных.
"Богема". РАМ им. Гнесиных.

Одно из наиболее сложных противоречий - максимально маскирующие и максимально интересные моменты не совпадают. Логично, что щелчок не будет услышан на форте - но кадр скорее всего будет так себе: солист с распахнутым ртом и напряженным лицом... Впрочем, если рядом стоит его партнер, который внимательно и артистично слушает, такой момент может как раз оказаться очень полезен. А вот когда начинается игра, разные эмоции и выражения, как на зло, становится как-то слишком тихо.

Хороший помощник фотографа - оркестр. Играем, то есть "стреляем", по руке! Главное не "вываливаться". Ну или хотя бы стараться. Знание партитуры приветствуется:)

-13

Помимо форте, хороший маскирующий эффект дает различный музыкальный "хаос". Всякие дуэты-трио-квартеты-секстеты и так далее состоят из столь сложного переплетения партий, что маленькая "перкуссия" в нем легко потонет. К тому же исполнители в этот момент часто выглядят более презентабельно - орать во всю мощь им ведь не надо. Это относится и к оркестру тоже. Вообще в какой-то момент уже вырабатывается внутренний шумомер: начинаешь хотя бы приблизительно чувствовать, перекроет тебя музыка и солист в данный момент или нет. А это может зависеть даже от голоса конкретного исполнителя.

"Пиковая дама", РАМ им. Гнесиных. Полина - Виктория Кангина, Лиза - Наталья Скрябина.
"Пиковая дама", РАМ им. Гнесиных. Полина - Виктория Кангина, Лиза - Наталья Скрябина.

Ну и всякие моменты толчеи и беготни - вообще самое время для "стрельбы". Топот десятков ног не только фотоаппарат заглушит. Ну и внимание зрителей гораздо более рассеянное и комплексное - такие сцены не только слушают, но и смотрят.

"Евгений Онегин". РАМ им. Гнесиных.
"Евгений Онегин". РАМ им. Гнесиных.

Вообще важно себе напоминать: фото не передает звук! Как бы ни был красив и эффектен спетый пассаж, как бы он ни увлекал и ни захватывал, на фото этого видно не будет. Пусть этим займется видеооператор. Фото, то есть картинка, акцентирует визуальную информацию. Например, актерскую игру или интересную сценографию. Это установка просто чтобы поменьше щелкать впустую. Все-таки у фотографа в опере, как у снайпера, каждый "патрон" на счету и каждый должен бить в цель.

"Богема", финал.
"Богема", финал.
-17

"Пиковая дама", РАМ им. Гнесиных.
"Пиковая дама", РАМ им. Гнесиных.

Что сложнее снимать, оперу или концерты? Вопрос такой - как бы открытый. Даже с учетом всех перечисленных выше сложностей, опера - это помимо прочего красивый и интересный спектакль. Картинка для зрителя (и фотографа тоже) в принципе уже выстроена - только сиди снимай. Красивые позы и мизансцены как бы фиксируются артистами - например, поймать мимолетную улыбку на лице музыканта или какое-то взаимодействие музыкантов между собой во время концерта бывает сложнее. А без таких моментов концертная съемка может получиться скучной. Я, конечно, имею в виду концерты, где не предусмотрено специальное шоу, - просто музыка, ну и свет, как его решит человек за клубным пультом. С другой стороны, в клубе не только можно щелкать достаточно свободно - там и свободы творчества, условно говоря, больше, и в большей мере результат зависит от тебя. Можно сменить хоть десять точек. И больше эффект неожиданности - никогда не знаешь, как оно пойдет и что в итоге получится, могут случиться совершенно неожиданные кадры. И перед тобой уже сам артист, а не персонаж, так что по эмоциям всё тоже совершенно иначе.

Помню, в свое время мы обсуждали, мешает ли съемка восприятию. Ну, все-таки ходим на всё это по билетам и по любви:) В принципе, параллельная важная задача, конечно, усложняет жизнь, особенно это касается видео. Мешает ли погружению? За себя скажу: по-разному, бывает, что и помогает - сосредоточивает. Мешать начинает, когда совсем всё сложно - свет ужасный и т.п. Но это только мои ощущения, у других может быть совсем иначе.

Ну и без видео в этот раз тоже не обойдемся, пусть будет "Травиата", одно из самых моих любимых.

-19

-20