Послушаем ответ гитарного мастера.
Я работал с гитарами Martin и играл на них, начиная с моделей, собранных ещё в 1860-х годах. Предлагаю несколько собственных наблюдений.
Гитары XIX и начала XX века изготовлены с особой тщательностью. Они имеют небольшой корпус, очень лёгкий вес (созданы для жильных струн) и изготовлены из превосходных материалов, которых сегодня нет. Они были произведены в очень небольших количествах. В 1898 году, когда Мартин начал сквозную нумерацию, они начали с 8000 гитар, которые, по их оценкам, были произведены за период 1833 – 1898 годы — это период 65 лет. Получается, что в среднем производилось 123 инструмента в год.
50 лет назад (в 1970 году) производилось 15 630 инструментов в год — в основном то, что сегодня можно было бы рассматривать как инструменты «высокого уровня». Сегодняшняя линейка продуктов значительно шире, а цифры включают множество недорогих инструментов. Только в 2019 году Мартин произвел почти 108 000 гитар, а их общий объём производства превысил 2 миллиона экземпляров.
Сегодняшние модели Мартин сильно различаются по материалам и исполнению (хотя все они достаточно хороши). Есть такие, которые могут соперничать по качеству с более ранними гитарами, но их немного и они очень дороги.
Посмотрим на серию «28». Эта серия датируется серединой XIX века. Самые ранние из них обладали качеством, которое вообще невозможно воспроизвести сегодня: корпуса из бразильского палисандра, детали из слоновой кости, грифы из двух частей из кедра с ласточкиным хвостом, гравированные вручную колковые механики, идеально подогнанные шарниры, очень маленькие и лёгкие. В те времена они стоили 28 долларов. Сегодня они стоили бы 10 000 долларов — если бы вы могли достать такие материалы.
Дизайн эволюционировал в XX веке (цельный гриф, большие корпуса и так далее), но качество по-прежнему оставалось очень высоким. В 1930-х годах был представлен дредноут, и стальные струны стали нормой. Эти гитары по-прежнему звучат в значительной степени великолепно, потому что они очень лёгкие, а материалы и качество изготовления очень высоки.
Эволюция продолжалась, и к 1970 году перешли на индийский палисандр. Эти гитары заметно более крепкие (более толстое дерево, синтетический клей, большие бриджи из розового дерева). Это минимизировало гарантийные работы, но сказалось на качестве звука. Качество сборки уже заметно ниже (например, условно неряшливые стыки являются обычным явлением).
С тех пор они получили дальнейшее развитие. Были представлены «винтажные» модели, больше похожие на модели 1930-х годов. Профили грифов изменены. Внедрены регулируемые анкерные стержни. Цены на более качественные версии стали значительно выше, чем в 1970-х годах, даже с учётом инфляции.
У меня есть D-28 1970 года выпуска (её первоначальная цена составляла 410 долларов, плюс футляр 80 долларов), которую я всё еще люблю. Хотя, я считаю, что некоторые из более новых «винтажных» моделей «Golden Era» лучше. В частности, они легче и имеют более удобный профиль грифа.
Эта гитара со временем пересохла, высота струн стала недопустимой и потребовалась переустановка грифа. Недостатки были исправлены местным авторизованным мастером по гарантии в 2012 году. Стоимость ремонта была выше первоначальной цены гитары.
По материалам публикации (англ.).
Из комментариев
1970 год стал началом упадка многих американских производителей гитар. Похоже, что большинство из них действительно начали нажимать на сокращение расходов всеми возможными способами. Я видел много Martin, Gibson и Fender, у которых просто не было нормальной отделки или качества материала...
Ответ: однозначно согласен. Мартины 70-х годов не так уж ужасны по форме и отделке, но могли бы быть и лучше! Для меня их проблема состоит в чрезмерно тяжёлой конструкции. Контраст по весу с гитарами 30-х годов разительный.
***
Я скажу, что Мартины XIX века — действительно отлично звучащие гитары. Лучшие из них сделаны как гитары для стальных струн, но они настолько лёгкие, что звучат намного лучше, чем можно было бы ожидать. Звук сильно отличается от современной классики, потому что они такие маленькие по сравнению с большинством классических, но играть на них приятно. Великолепное качество сборки.