Я очень люблю экранизации по мотивам классических произведений, в которых действие перенесено в современность.
Причин несколько - во-первых, по-настоящему великие произведения не стареют, поскольку в них, в том числе, описано то, что может случиться в любое время, в любой стране. Ведь суть не в антураже, а в людях, взаимоотношениях между ними. Во-вторых, очень интересна фантазия сценаристов - как именно они перенесут действие, на чем акцентируют внимание, что возьмут в сценарий, а что оставят за кадром. И как это совпадет с моим видением ситуации.
Конечно же, начиная смотреть такой фильм, я прикидываю - а как бы я перенес. И потом либо удовлетворенно киваю - ага, а вот тут я бы такое же сделал, либо сокрушаюсь, что можно было эпизод сделать сильнее, либо недоумеваю над логикой сюжета, либо восхищаюсь изо всех сил.
Фильм Валерия Тодоровского "Подмосковные вечера" (1994) - вольная интерпретация повести Лескова "Леди Макбет Мценского уезда".
Ирина Дмитриевна (Алиса Фрейндлих) - популярная писательница. У неё есть сын Митя (Александр Феклистов), у сына - жена Катя (Ингеборга Дапкунайте). Катя также является секретарем Ирины Дмитриевны - она занимается перепечаткой рукописей, выполняет иные секретарские поручения.
Судя по всему, Катя используется не в качестве наемной рабочей силы - то есть, вряд ли ей платят зарплату. Не, нуачё - живет на всём готовом у свекрови за пазухой, что ей еще надо? И отношение у писательницы к невестке соответствующее - пусть скажет спасибо, что поят-кормят. А за это Катерина должна терпеть деспотизм свекрови и никчёмность её сыночка.
Однажды летом Ирина Дмитриевна решает перебраться на дачу - вместе с секретаршей, естественно. Митя остается в городе, у него работа. Женщины переезжают, и в их жизнь входит молодой плотник Сергей (Владимир Машков), который занимается реставрацией мебели на даче.
Сергей соблазняет Катю, она откликается, и вот они уже любовники. Ничего удивительного - ведь плотник был единственным, кто вообще на нее внимание обратил, кто увидел в ней красивую женщину, а не удобный бессловесный функционал. Это настолько предсказуемо, что даже свекровь, обнаружив адюльтер, не проявляет гнева, но, ради приличия, заявляет, что Катерина должна немедленно уехать в город и прекратить этот роман.
А Катерина ничего прекращать не хочет, более того - она готова поговорить с мужем и развестись. Ирина Дмитриевна, разъярившись, "хлещет" непутёвую невестку жестокими словами (и не только словами), но и сама не выдерживает этого напора эмоций - сваливается с приступом.
До сего момента мои симпатии были на стороне молодой женщины. Она, затюканная и униженная, вырвалась на свободу - и хотела свободу сохранить. Она не интересовалась наследством, деньгами, положением, у нее совершенно нет меркантильного интереса, у нее есть только страсть - чувство, которого она никогда ранее не испытывала.
Дальнейшее также отличается от книги. Катерина не убивает свекровь - она просто бездействует, когда надо помочь, - причем, находится в этот момент в сильнейшем эмоциональном аффекте. Сначала кажется, что она даже не осознает своего бездействия - как ребенок, который не понимает происходящего, а просто мстит "злой тётеньке". Потом возникает ощущение, что Катерина как бы положилась на высшие силы - мол, это они должны решить: достойна ли Ирина Дмитриевна жить или нет.
И вот тут-то понимаешь - какое инфернальное чудовище сидит внутри этой красивой женщины, стойко сносившей все унижения. Странно, что Сергей, будучи соучастником, этого не понял и своей беспечностью словно поощряет Катю...
Фильм "Подмосковные вечера", на мой взгляд, весьма необычен в принципе, чрезвычайно хорош стилистически и для размышлений о человеческой природе дает пищу ничуть не меньшую, что оригинальная повесть Лескова.
И да - бойтесь обижать влюбленных женщин, ибо всё может закончиться и вот так...
Моя оценка - 5
PS Не нужно смотреть с детьми