Найти тему
Советское Кино и не только

"Подмосковные вечера" - стильный триллер Тодоровского

Я очень люблю экранизации по мотивам классических произведений, в которых действие перенесено в современность.

Сергей (Владимир Машков) и Катя (Ингеборга Дапкунайте), кадр из фильма "Подмосковные вечера" (1994)
Сергей (Владимир Машков) и Катя (Ингеборга Дапкунайте), кадр из фильма "Подмосковные вечера" (1994)

Причин несколько - во-первых, по-настоящему великие произведения не стареют, поскольку в них, в том числе, описано то, что может случиться в любое время, в любой стране. Ведь суть не в антураже, а в людях, взаимоотношениях между ними. Во-вторых, очень интересна фантазия сценаристов - как именно они перенесут действие, на чем акцентируют внимание, что возьмут в сценарий, а что оставят за кадром. И как это совпадет с моим видением ситуации.

Конечно же, начиная смотреть такой фильм, я прикидываю - а как бы я перенес. И потом либо удовлетворенно киваю - ага, а вот тут я бы такое же сделал, либо сокрушаюсь, что можно было эпизод сделать сильнее, либо недоумеваю над логикой сюжета, либо восхищаюсь изо всех сил.

Фильм Валерия Тодоровского "Подмосковные вечера" (1994) - вольная интерпретация повести Лескова "Леди Макбет Мценского уезда".

Ирина Дмитриевна (Алиса Фрейндлих), кадр из фильма "Подмосковные вечера" (1994)
Ирина Дмитриевна (Алиса Фрейндлих), кадр из фильма "Подмосковные вечера" (1994)

Ирина Дмитриевна (Алиса Фрейндлих) - популярная писательница. У неё есть сын Митя (Александр Феклистов), у сына - жена Катя (Ингеборга Дапкунайте). Катя также является секретарем Ирины Дмитриевны - она занимается перепечаткой рукописей, выполняет иные секретарские поручения.

Судя по всему, Катя используется не в качестве наемной рабочей силы - то есть, вряд ли ей платят зарплату. Не, нуачё - живет на всём готовом у свекрови за пазухой, что ей еще надо? И отношение у писательницы к невестке соответствующее - пусть скажет спасибо, что поят-кормят. А за это Катерина должна терпеть деспотизм свекрови и никчёмность её сыночка.

Однажды летом Ирина Дмитриевна решает перебраться на дачу - вместе с секретаршей, естественно. Митя остается в городе, у него работа. Женщины переезжают, и в их жизнь входит молодой плотник Сергей (Владимир Машков), который занимается реставрацией мебели на даче.

Сергей (Владимир Машков), кадр из фильма "Подмосковные вечера" (1994)
Сергей (Владимир Машков), кадр из фильма "Подмосковные вечера" (1994)

Сергей соблазняет Катю, она откликается, и вот они уже любовники. Ничего удивительного - ведь плотник был единственным, кто вообще на нее внимание обратил, кто увидел в ней красивую женщину, а не удобный бессловесный функционал. Это настолько предсказуемо, что даже свекровь, обнаружив адюльтер, не проявляет гнева, но, ради приличия, заявляет, что Катерина должна немедленно уехать в город и прекратить этот роман.

А Катерина ничего прекращать не хочет, более того - она готова поговорить с мужем и развестись. Ирина Дмитриевна, разъярившись, "хлещет" непутёвую невестку жестокими словами (и не только словами), но и сама не выдерживает этого напора эмоций - сваливается с приступом.

Кадр из фильма "Подмосковные вечера" (1994)
Кадр из фильма "Подмосковные вечера" (1994)

До сего момента мои симпатии были на стороне молодой женщины. Она, затюканная и униженная, вырвалась на свободу - и хотела свободу сохранить. Она не интересовалась наследством, деньгами, положением, у нее совершенно нет меркантильного интереса, у нее есть только страсть - чувство, которого она никогда ранее не испытывала.

Дальнейшее также отличается от книги. Катерина не убивает свекровь - она просто бездействует, когда надо помочь, - причем, находится в этот момент в сильнейшем эмоциональном аффекте. Сначала кажется, что она даже не осознает своего бездействия - как ребенок, который не понимает происходящего, а просто мстит "злой тётеньке". Потом возникает ощущение, что Катерина как бы положилась на высшие силы - мол, это они должны решить: достойна ли Ирина Дмитриевна жить или нет.

Сергей (Владимир Машков) и Катя (Ингеборга Дапкунайте), кадр из фильма "Подмосковные вечера" (1994)
Сергей (Владимир Машков) и Катя (Ингеборга Дапкунайте), кадр из фильма "Подмосковные вечера" (1994)

И вот тут-то понимаешь - какое инфернальное чудовище сидит внутри этой красивой женщины, стойко сносившей все унижения. Странно, что Сергей, будучи соучастником, этого не понял и своей беспечностью словно поощряет Катю...

Фильм "Подмосковные вечера", на мой взгляд, весьма необычен в принципе, чрезвычайно хорош стилистически и для размышлений о человеческой природе дает пищу ничуть не меньшую, что оригинальная повесть Лескова.

И да - бойтесь обижать влюбленных женщин, ибо всё может закончиться и вот так...

Моя оценка - 5

PS Не нужно смотреть с детьми