По правде говоря, Сай Эндфилд никогда не состоял, не привлекался и не участвовал, но вот «сомнительные» знакомства водил и снимал уж очень остросоциальные кинофильмы, потому и попал на карандаш комиссии по антиамериканской деятельности. Все конечно и так знали, что чувак водится с Джерико и многими другими левыми деятелями, но распинаться на официальных допросах у Сая в планы не входило, вот он и рванул в Британию, от греха подальше.
С 1953 по 1957 год Эндфилд снимал фильмы в Англии исключительно под именами друзей и знакомых, опасаясь проблем с прокатом в Америке, кстати, изо всех сил продолжая тему пессимистического взгляда на буржуйскую действительность. В конце концов, дядька приободрился, перестал очковать и снял, наконец крутейшую остросюжетную и остросоциальную производственную драму под своим собственным именем. Это были «Hell Drivers», «Адские водители».
Картина о трудной судьбе простых английских шоферов, практически складывающих головы на узких и извилистых дорожках, перевозя ценную щебенку для алчных капиталистов. Раскрыть грязные дела коррумпированного руководства с английским щебнем, будет призван бывший зек Стенли Бейкер, впоследствии сыгравший еще многих работяг-правдоискателей, в том числе и у Эндфилда.
Кроме Бейкера в картине сыграли многие начинающие еще актеры, впоследствии ставшие очень известными. К примеру Герберт Лом, сыгравший итальянца – соратника правдоискателя, прославившегося в 60е, в том числе в известной «Розовой пантере». Патрик МакГухан – главный антагонист и безбашенный ас-щебеночник, потом еще сыгравший во многих известных сериалах, таких как «Коломбо» и «Она написала убийство» и к слову, отказавшемуся от роли Бонда из-за религиозных убеждений. А так же и Шон Коннери, от роли Бонда не отказавшийся.
Нельзя обойти вниманием и Peggy Cummins, очень известную английскую актрису ирландского происхождения, сыгравшую сексуальную секретаршу. Вообще можно пошутить над некоторыми сюжетными ходами, несколько наивными для нашего времени, но актерская игра, и персональная, и в целом, очень высокого уровня в фильме.
Не зря эта драма, снятая в эстетике нуар-фильмов, имела определенный успех в Советском прокате и народ посмотревший фильм в далеком 1961 году, прекрасно его запомнил, не смотря на поднадоевшую реалистически-производственную форму.
Зато сейчас картина как глоток чистого воздуха среди постмодернистского болота, затопившего все и вся, жаль только что среди, собственно англо-язычной аудитории фильмы Эндфилда так и остались недооцененными, хотя среди них были и очень интересные, как например «Пески Калахари» 1965 года, с тем же Бейкером и Сюзанной Йорк. Фильм правда, заслуживает отдельного разговора, так что…
продолжение следует…