В регулярной рубрике "Что нет так с фильмом" я рассматриваю старые и новые ХОРОШИЕ фильмы с точки зрения нашей современности, моих познаний в психологии и желания понять возможно более глубокий смысл, чем тот, что лежит на поверхности, а так же просто высказываю личную оценку героям и событиям. Не стоит принимать глубоко к сердцу мое мнение, если оно отличается от вашего.
От более старшего поколения (вроде моей мамы) я часто слышу, что "Служебный роман"— эта легкая и ироничная комедия, фильм про то, как мымра превращается в привлекательную женщину, а застенчивый и милый работник Новосельцев наконец проявляет себя как мужик, про надежду на счастье для каждого.
Но для меня это не легкая и ироничная комедия, нет. Это многослойная карикатура, высмеивающая множество советских , да и нынешних устоев. Но давайте по порядку.
Про работу и сотрудников
"Служебный роман" прекрасно демонстрирует нам бытовую сторону "плановой экономики" и обнажает личины типичных работничков того времени.
Смотрите сами:
Все люди в начале бегут-торопятся на работу так, словно это самое важное, что может быть. Однако, когда нам показывают этих работничков уже в "офисе", чем они заняты? Женщины красятся, мужчины в курилке что-то обсуждают. Шурочка носится собирает со всех деньги, хотя она вообще-то "числится в бухгалтерии". Когда ее посылают туда — она оскорбляется. Оленька в рабочее время несется в магазин "пока не закрыли". Верочка то вяжет, то зависает на рабочем телефоне (по которому звонят министры, вообще-то). Даже ремонтники кабинета Самохвалова, которые в рабочее время ремонтируют ему кабинет, в момент, когда нам их показывают, сидят и курят. И все бесконечно сплетничают, прямо не отходя от рабочего места.
Начальники в кадре — вроде отдельная каста, но тоже не вызывают уважения. Людмила Прокофьевна жалуется Самохвалову, что у них проблема с дисциплиной. Про сотрудников: "... вялый и безинициативный, к сожалению у нас таких много". Хочется ей сказать: "Дорогая моя, это У ТЕБЯ проблема с дисциплиной, У ТЕБЯ сотрудники целый день заняты непонятно чем, У ТЕБЯ сотрудники вечно торопятся и вечно опаздывают, У ТЕБЯ они вялые и безинициативные".
При этом она "приходит раньше всех, уходит позже всех", то есть по сути — очень много работает. В фильме это говорится через Новосельцева с пренебрежением, а в наше время таких сотрудников считают трудоголиками и прям ценными сотрудниками.
Хотя я лично считаю, что нужно все успевать в рабочее время и соблюдать work-and-life balance. (баланс между работой и личной жизнью), а также "работать не 12 часов, а головой".
Самохвалов — просто карикатура на тех, кто пробился не умом, а связями и блатом. Он всех пытается купить (блок сигарет Верочке, брелочек Олечке, ручка Калугиной) и использовать в своих целях. В первой сцене разговора двух начальников, Людмила Прокофьевна дает ему ценные указания и пытается добиться от него нужной ей информации, а он все пытается рассказать, как там в Швейцарии, очевидно потому, что по существу он сказать ничего не может.
Бубликов — "карьерист". Эту характеристику ему дает Оленька в танце с Самохваловым, тоже с пренебрежением. Для карьериста у него очень странное расположение рабочего места, под лестницей. Однако, когда по лестнице поднимаются и спускают сотрудницы в мини и он, всплеснув руками, встает из-за стола — мы понимаем, что к чему.
Главный герой Новосельцев тоже хочет стать начальником, чтобы получить прибавку к зарплате. Однако разве этот олух достоин этого места? Отнюдь! Мало того, что он не может свести концы с концами, он даже не может сам решить проблему, где ему денег занять, постоянно теребя по этому вопросу Оленьку.
Оленька же и занимается вопрос его повышения, то ли чтобы он наконец перестал у нее денег занимать, то ли чтобы выставить себя перед Самохваловым чуткой и заботливой подругой. Короче, герой у Мягкова вроде новый, а на деле старый — это все тот же инфантил из "Иронии судьбы", играющий в растяпу, вечно извиняющийся и не несущий ответственность по сути ни за что.
И вот на этом фоне вечно суетящихся и изображающих бурную деятельность сотрудников и разыгрывается любовная драма. Вернее три.
Про любовь
Хотя любви в фильме нет. Смотрите.
Нелепый союз Калугиной и Новосельцева. У Калугиной уже был неудачный роман, когда мужчина женился на ее подруге. У Новосельцева — красавица-жена оставила ему двоих сыновей и усвистала в далекие дали. Новосельцев приударяет за директоршей с подачи Самохвалова и вроде как влюбляется. Вы в это верите? Я — нет.
Нет, это не любовь. Он находит себе мамочку, которая наконец-то займется его воспитанием и возьмет на себя все бразды правления и снимет с него ответственность за принятие решений. Безусловно, такие браки существуют в любые времена, однако это не любовь, а простите, паразитирование. Хотя нам на экране изображают бурные сцены, которые вроде как должны свидетельствовать о страсти.
Калугина тоже хороша — мымра и есть мымра. Для меня в этом фильме "нет так" про эту их "любовь" — это ее преображение, ее попытки подстроиться под то, как принято одеваться и выглядеть, ходить и выщипывать брови. И все ради того, чтобы получить одобрение этого инфантила? Заслужить любовь?
Калугина устала от одиночества, ей хочется быть как все. Вот причина, как по мне. И как у всех у нее должен быть муж и дети (о пополнении в чете Новосельцевых нам радостно сообщают в конце фильма). И лупит она его в финальной сцене от души. Не из-за любви, а потому что он ее мымрой назвал. Мымра, хоть и в нарядном платье.
Я не верю в их счастье. Легко закончить сказку про Золушку на этапе свадьбы, но что будет дальше хоть кто-то думал? Нет счастья в таком неравном союзе. Они так и будут жить, она будет его строить и лупить, он будет ее обзывать. Скорее всего, она его бросит в итоге, как это сделала предыдущая жена. И будет он нянчить уже трех "обормотов".
Второй "союз" — Самохвалов и Оля. Оля вроде его жертва, да? Ведь Самохвалов давал ей надежду, говоря "не сегодня, не сейчас", как бы питая ее иллюзии о возможности возрождения былых отношений. Бедная несчастная влюбленная женщина? Все бы так, да Оленька не так проста, как кажется, и чувства, которые она испытывает, как по мне, не несчастная любовь.
Самохвалов — завидный мужчина, начальник, заграницы, живет явно в центре, а не как она с мужем на окраине. Оля просто охотница, для нее это игра. Он ей прямым текстом говорит, чтобы она отстала, но она продолжает свое преследование и упивается ситуацией "40-летней женщины, делающей глупости". Она даже в утренней электричке из своего Кукуева не упускает возможности потолкаться с мужчинами и пострелять глазками.
Весь плач, который она устраивает по поводу огласки, скорее не о том, что все узнали, а об осознании того, что она желаемого не получит, ведь вопрос ставят ребром на работе, а дома — муж уже возвращается из санатория. При этом Новосельцев, пытаясь ее утешить, говорит, какой у нее хороший муж. Но мужа она не пожалела. Холодная и расчетливая женщина, как по мне, жертва лишь только собственных глупых амбиций.
Третий союз — совсем незаметный. Верочка и ее роман, который разворачивается в телефонных разговорах.
"Ты хочешь, чтобы у нас был ребенок? "
"Да и как можно скорее!"
"Но я не могу щас.."
К чему приведут отношения вечно ссорящихся по любому дурацкому поводу людей, пытающихся склеить все ребенком, думаю и говорить не надо. Это тоже полный провал и, конечно, совсем не любовь.
Резюмируя вышенаписанное, хочу отметить, что чем больше я смотрю фильмы Рязанова, тем больше у меня складывается ощущение того, что он просто заворачивал в какие-то фантики свое реальное отношение к существующей советской действительности. Короче... Хороший фильм, хоть и совсем не о любви...
Другие статьи этой рубрики:
- Что не так с фильмами "Брат" и "Брат 2"