Найти тему
Woman in harmony

Что не так с фильмом "Служебный роман"

Оглавление
В регулярной рубрике "Что нет так с фильмом" я рассматриваю старые и новые ХОРОШИЕ фильмы с точки зрения нашей современности, моих познаний в психологии и желания понять возможно более глубокий смысл, чем тот, что лежит на поверхности, а так же просто высказываю личную оценку героям и событиям. Не стоит принимать глубоко к сердцу мое мнение, если оно отличается от вашего.


От более старшего поколения (вроде моей мамы) я часто слышу, что "Служебный роман"— эта легкая и ироничная комедия, фильм про то, как мымра превращается в привлекательную женщину, а застенчивый и милый работник Новосельцев наконец проявляет себя как мужик, про надежду на счастье для каждого.

Кадр из фильма Э. Рязанова "Служебный роман"
Кадр из фильма Э. Рязанова "Служебный роман"

Но для меня это не легкая и ироничная комедия, нет. Это многослойная карикатура, высмеивающая множество советских , да и нынешних устоев. Но давайте по порядку.

Про работу и сотрудников

"Служебный роман" прекрасно демонстрирует нам бытовую сторону "плановой экономики" и обнажает личины типичных работничков того времени.

Смотрите сами:

Все люди в начале бегут-торопятся на работу так, словно это самое важное, что может быть. Однако, когда нам показывают этих работничков уже в "офисе", чем они заняты? Женщины красятся, мужчины в курилке что-то обсуждают. Шурочка носится собирает со всех деньги, хотя она вообще-то "числится в бухгалтерии". Когда ее посылают туда — она оскорбляется. Оленька в рабочее время несется в магазин "пока не закрыли". Верочка то вяжет, то зависает на рабочем телефоне (по которому звонят министры, вообще-то). Даже ремонтники кабинета Самохвалова, которые в рабочее время ремонтируют ему кабинет, в момент, когда нам их показывают, сидят и курят. И все бесконечно сплетничают, прямо не отходя от рабочего места.

Начальники в кадре — вроде отдельная каста, но тоже не вызывают уважения. Людмила Прокофьевна жалуется Самохвалову, что у них проблема с дисциплиной. Про сотрудников: "... вялый и безинициативный, к сожалению у нас таких много". Хочется ей сказать: "Дорогая моя, это У ТЕБЯ проблема с дисциплиной, У ТЕБЯ сотрудники целый день заняты непонятно чем, У ТЕБЯ сотрудники вечно торопятся и вечно опаздывают, У ТЕБЯ они вялые и безинициативные".

При этом она "приходит раньше всех, уходит позже всех", то есть по сути — очень много работает. В фильме это говорится через Новосельцева с пренебрежением, а в наше время таких сотрудников считают трудоголиками и прям ценными сотрудниками.

Хотя я лично считаю, что нужно все успевать в рабочее время и соблюдать work-and-life balance. (баланс между работой и личной жизнью), а также "работать не 12 часов, а головой".


Самохвалов
— просто карикатура на тех, кто пробился не умом, а связями и блатом. Он всех пытается купить (блок сигарет Верочке, брелочек Олечке, ручка Калугиной) и использовать в своих целях. В первой сцене разговора двух начальников, Людмила Прокофьевна дает ему ценные указания и пытается добиться от него нужной ей информации, а он все пытается рассказать, как там в Швейцарии, очевидно потому, что по существу он сказать ничего не может.

Бубликов — "карьерист". Эту характеристику ему дает Оленька в танце с Самохваловым, тоже с пренебрежением. Для карьериста у него очень странное расположение рабочего места, под лестницей. Однако, когда по лестнице поднимаются и спускают сотрудницы в мини и он, всплеснув руками, встает из-за стола — мы понимаем, что к чему.

Главный герой Новосельцев тоже хочет стать начальником, чтобы получить прибавку к зарплате. Однако разве этот олух достоин этого места? Отнюдь! Мало того, что он не может свести концы с концами, он даже не может сам решить проблему, где ему денег занять, постоянно теребя по этому вопросу Оленьку.

Оленька же и занимается вопрос его повышения, то ли чтобы он наконец перестал у нее денег занимать, то ли чтобы выставить себя перед Самохваловым чуткой и заботливой подругой. Короче, герой у Мягкова вроде новый, а на деле старый — это все тот же инфантил из "Иронии судьбы", играющий в растяпу, вечно извиняющийся и не несущий ответственность по сути ни за что.

И вот на этом фоне вечно суетящихся и изображающих бурную деятельность сотрудников и разыгрывается любовная драма. Вернее три.

Про любовь

Кадр из фильма Э. Рязанова "Служебный роман"
Кадр из фильма Э. Рязанова "Служебный роман"

Хотя любви в фильме нет. Смотрите.

Нелепый союз Калугиной и Новосельцева. У Калугиной уже был неудачный роман, когда мужчина женился на ее подруге. У Новосельцева — красавица-жена оставила ему двоих сыновей и усвистала в далекие дали. Новосельцев приударяет за директоршей с подачи Самохвалова и вроде как влюбляется. Вы в это верите? Я — нет.

Нет, это не любовь. Он находит себе мамочку, которая наконец-то займется его воспитанием и возьмет на себя все бразды правления и снимет с него ответственность за принятие решений. Безусловно, такие браки существуют в любые времена, однако это не любовь, а простите, паразитирование. Хотя нам на экране изображают бурные сцены, которые вроде как должны свидетельствовать о страсти.

Калугина тоже хороша — мымра и есть мымра. Для меня в этом фильме "нет так" про эту их "любовь" — это ее преображение, ее попытки подстроиться под то, как принято одеваться и выглядеть, ходить и выщипывать брови. И все ради того, чтобы получить одобрение этого инфантила? Заслужить любовь?

Калугина устала от одиночества, ей хочется быть как все. Вот причина, как по мне. И как у всех у нее должен быть муж и дети (о пополнении в чете Новосельцевых нам радостно сообщают в конце фильма). И лупит она его в финальной сцене от души. Не из-за любви, а потому что он ее мымрой назвал. Мымра, хоть и в нарядном платье.

Я не верю в их счастье. Легко закончить сказку про Золушку на этапе свадьбы, но что будет дальше хоть кто-то думал? Нет счастья в таком неравном союзе. Они так и будут жить, она будет его строить и лупить, он будет ее обзывать. Скорее всего, она его бросит в итоге, как это сделала предыдущая жена. И будет он нянчить уже трех "обормотов".

Второй "союз" — Самохвалов и Оля. Оля вроде его жертва, да? Ведь Самохвалов давал ей надежду, говоря "не сегодня, не сейчас", как бы питая ее иллюзии о возможности возрождения былых отношений. Бедная несчастная влюбленная женщина? Все бы так, да Оленька не так проста, как кажется, и чувства, которые она испытывает, как по мне, не несчастная любовь.

Самохвалов — завидный мужчина, начальник, заграницы, живет явно в центре, а не как она с мужем на окраине. Оля просто охотница, для нее это игра. Он ей прямым текстом говорит, чтобы она отстала, но она продолжает свое преследование и упивается ситуацией "40-летней женщины, делающей глупости". Она даже в утренней электричке из своего Кукуева не упускает возможности потолкаться с мужчинами и пострелять глазками.

Весь плач, который она устраивает по поводу огласки, скорее не о том, что все узнали, а об осознании того, что она желаемого не получит, ведь вопрос ставят ребром на работе, а дома — муж уже возвращается из санатория. При этом Новосельцев, пытаясь ее утешить, говорит, какой у нее хороший муж. Но мужа она не пожалела. Холодная и расчетливая женщина, как по мне, жертва лишь только собственных глупых амбиций.

Третий союз — совсем незаметный. Верочка и ее роман, который разворачивается в телефонных разговорах.

"Ты хочешь, чтобы у нас был ребенок? "

"Да и как можно скорее!"

"Но я не могу щас.."

К чему приведут отношения вечно ссорящихся по любому дурацкому поводу людей, пытающихся склеить все ребенком, думаю и говорить не надо. Это тоже полный провал и, конечно, совсем не любовь.

Резюмируя вышенаписанное, хочу отметить, что чем больше я смотрю фильмы Рязанова, тем больше у меня складывается ощущение того, что он просто заворачивал в какие-то фантики свое реальное отношение к существующей советской действительности. Короче... Хороший фильм, хоть и совсем не о любви...

Другие статьи этой рубрики: