Меня зовут Валерий. Я много лет занимаюсь железнодорожным моделизмом. Поначалу это был простой сбор моделей, затем я перешел на более сложную ступень — создание реальных объектов, либо исторических, которые когда-то существовали.
Меня заинтересовал мой дядя, который и подарил первые модели, а когда заметил, что интерес стал разгораться, то многому научил, показал и рассказал.
К моменту рождения сына у меня большую часть гаража занимали мини-рельсы, макеты станций и зданий, дополнительные постройки, деревья, локомотивы и все, что необходимо для их создания.
Стоит ли говорить, что я буквально с пеленок приобщил его к своему хобби?
Конечно, поначалу он скорее мог навредить, - отломить что-то или сломать.
Но я хотел, чтобы он рос под жужжание поездов в гараже — и видел, как его это увлекает.
Первые годы он смотрел на огоньки семафора, и его радовали вагончики, которые ездят по веткам.
Но постепенно я рассказал ему, что это не обычные игрушки, - благо, было что показать. Так он понял, что представляет из себя мое хобби, как много времени можно ему уделять и как хорошо, когда оно у тебя есть.
Уже с первого класса сын стал помогать мне в изготовлении ландшафта к диораме — это самая простая часть, затем под моим руководством дело шло все дальше, и лет в 12 он вполне сносно сделал первый полноценный макет, а по мелочи — много раньше.
Я даже не знаю, кто больше радовался, я или он.
К этому времени весь гараж мы давно оккупировали, там машина едва помещалась, и добрались до дома, хотя жена поначалу сопротивлялась.
Наверное, в этот самый момент я осознал, что мне важнее не только заниматься, но и передать все моему сыну — это я начинал кое-как, но спасибо дяде, увлекся, а сын, повторюсь, видел все с самого рождения, играл в коляске не игрушками, а частями от моделей.
О пользе хобби говорить можно много, - все мои друзья, не знающие, чем заняться, рано или поздно выбирали бутылку, или что похуже, потому что годы в мое время были сложные. Те, кто хотели остановиться — несколько раз приходили ко мне, - знали, что я давно увлекаюсь железнодорожной диорамой — просили научить — у нас город маленький был, особо и выбрать нечего — дискотека или кабак собирали всю молодежь да и не только ее.
Я всегда помогал — но затем надоело, - они уже втянулись в уличную жизнь, и все их разговоры и порывы заканчивались ничем.
Сейчас другие времена, и живем мы в крупном городе, однако я вижу, что приятели сына также не знают, чем заняться. И насколько он выделяется, обладая такой массой информации и навыками в нашем теперь общем хобби.
Супруга не слишком радовалась, но как-то я смог ее уговорить — попросил предложить что получше, — она обещала найти, но вот так ничего и не нашла, чтобы нас зацепило.
К восьмому классу мой Димка уже не спрашивал помощи, - только советовались и он теперь также предлагал идеи, особенно, если мы хотели вместе поднять какую-то задумку. Здесь важно в самом начале все продумать и рассчитать силы, как и время. Работали мы теперь по частям — что-то я делал, что-то сын, то есть, больше я его не курировал, - мы стали настоящей командой.
Он даже захотел, чтобы у него появились макеты, созданные только им лично, вообще без моего участия — а я только и ждал, когда услышу от него эти самые слова.
Именно такую я ставил цель для себя — чтобы Димка сам мог заниматься диорамой без моей поддержки. Ведь я в его возрасте еще в глаза не видел ни одной диорамы, - только на картинке.
Могу долго рассказывать, как меня все это вдохновляло — я приходил домой, и не знал, что выбрать — то ли самому посидеть за моделями или продумать какой-то план очередной идеи, то ли просто поснимать на камеру, как сын что-то делает. Бывало даже такое, что я чем-то занят по хозяйству, а в гараже свет горит — Димка там с железными дорогами возится. Мне аж завидно! Жена только печалилась, - говорила, все пропал дом, вы оба из одного теста. Хотя не сказал бы, что она это не принимала, просто не хотела, чтобы мы все время на диораму убивали.
Длилось мое счастье около года. А затем, когда Димка в 9 классе учился, что-то произошло. Я заметил, что сын постепенно сокращает время, которое раньше тратил на хобби. Стал отказываться от новых трудоемких проектов.
Мне подумалось — может девочка - в таком возрасте это неудивительно. Пытался поговорить, но ничего не добился. Да и непохоже вроде, - такие вещи быстро вскрываются, живем-то вместе.
Дальше все только ухудшалось. Димка перестал вообще что-либо делать, в лучшем случае придет в гараж, посидит, погоняет локомотивы туда-сюда, да и выключит. Перестал читать материал новый, который я находил и предлагал ему.
Я забеспокоился, но разговоры по-прежнему ничего не давали.
В итоге где-то через полгода он совсем руки опустил, и когда я стал постоянно спрашивать, как-то бросил: «Да надоели мне твои вагоны!».
Мне аж дурно стало...
Кто-то посоветовал подождать, бывает такое — что на время нужно оставить в покое. Но никакие паузы ничего хорошего не приносили.
Он постепенно перенес в кладовку все материалы, связанные с железной дорогой — от журналов, распечаток, до инструментов и частей макетов, пакетов с наполнителями для ландшафта. Затем очередь дошла и до моделей — в комнате ничего не осталось, на вопросы, почему он это делает, ответ простой - «теперь это все будет тут, или к себе бери, если надо».
Наверное, на этом этапе у нас начался серьезный разлад — я не мог смотреть на то, как сын просто избавляется от того, что я в него вкладывал. Жена на его сторону встала — я прекрасно знаю, что она давно устала от моих дорог, убеждает, что нечего к нему лезть, надоело если — пусть другое занятие найдет. Я эту позицию не разделяю — она лишь воспользовалась моментом.
В доме как-то стало тяжело, - для всех. Я не могу смириться с тем, что сын забросил мое хобби. Может, кому-то это все и ерундой покажется, но я на это жизнь положил. А он теперь или на компьютере гоняет, или — выпросил у матери какой-то велосипед без крыльев, безобразной формы, и ходит на нем куда-то прыгать с такими же чудаками. Ну не идиотизм, - велосипед для прыжков? Кто вообще такое придумал...
Как только я захожу в гараж, или в доме в разных местах вижу свою коллекцию моделей, станций с железными дорогами, то сразу мысль появляется: что теперь будет со всем этим без сына? Он променял десятилетия труда на бестолковые скачки по асфальту, которые забросит и забудет. Ведь у него же был интерес — я не придумываю — видел, как в детстве глаза светились, когда вместе с папой новую модель запускали. А с каким восторгом он друзьям показывал свою первую станцию с семафором?
Как слышу, что он домой заходит — пытаюсь напомнить ему, как у нас все было, но сын реагирует все резче — и в комнате закрывался, и даже угрожает у друзей ночевать остаться. Да еще и жена за него!
Димку как подменили, я не знаю, что тут можно сделать еще, как его вернуть в хобби, которым мы вместе жили столько лет?
Комментарий специалиста:
Валерий, здравствуйте. Вы приняли детский интерес за сознательный выбор взрослого человека. Дети до определенного момента копируют многое с родителей: от увлечений до жизненных ценностей. Но приходит момент, когда (обыкновенно в пубертатном периоде) проступает независимая личность — уже со своими вкусами, талантами и предпочтениями. Может получиться, что ребенок заберет что-то от родителей, а может — и абсолютно ничего. Даже если полтора десятилетия Вам казалось, что сын впитал интерес к моделям железных дорог с рождения — это мог быть так называемый «псевдовкус» и желание проводить время с отцом, а также получать его внимание, похвалу и самое важное — повышать свой авторитет в глазах отца с помощью успехов и прогресса в области Вашего хобби. А оно именно Ваше, как Вы постоянно упоминаете в тексте — в прямом смысле слова.
Сын не перестанет быть Вашим сыном, утратив интерес к диораме. Вас связывают отношения не просто двух людей с общим хобби, а гораздо более сложные.
Судя по Вашим словам, он заинтересовался велотриалом, - самое конструктивное поведение в данном случае: оказать поддержку или хотя бы дадите понять, что совсем не против его выбора.
Наша группа в социальной сети: https://vk.com/psychologistonline1980