Найти тему
Спасти сценариста

ТЕОРИЯ И МЕТОДЫ РАЗБОРА

Оглавление

Разборы сценариев на канале основаны:

- на структуре сюжета Блейка Снайдера , внешнее путешествие героя (книга «Спасите котика!»);

- на структуре сюжета Майкла Хейга, внешнее путешествие героя.

Две данные структуры не противоречат друг другу, дополняют друг друга и в разборе выступают как одна структура;

- на описании структуры сюжета Майкла Хейга . Внутреннее путешествие героя (арка или рост) в разборе обозначается как «внутренне» (книга «Психология в кино» Татьяна Салахиева-Талал).

- на знаниях, полученных на курсе сценарной школы «Снегири»;

Анализ темы основан на методе режиссера Алексея Мясникова (в разборе обозначается как «по теме» )

Анализ психологии героя основан на теории , взятой из книги «Психология в кино» Татьяны Салахиевой-Талал.

Структура сюжета Блейка Снайдера (внешнее путешествие героя) и структура сюжета Майкла Хейга (внешнее путешествие), объединенные в одну структуру

Структура Блейка Снайдера в своей основе имеет три акта, но внутри них – 15 основных пунктов (в 110-страничном сценарии).

Структура Майкла Хейга в своей основе тоже имеет три акта, но внутри них 6 этапов, 5 поворотных точек.

1 акт

Первые 10%.

1) Открывающая сцена (страница. 1). Первое впечатление – о тональности, настроении, масштабе. Также это стартовая точка, с которой начинается путешествие главного героя (каким герой был до основных событий).

2) Формулирование темы (страница. 5). Примерно на пятой минуте фильма кто-то (обычно не главный герой) задает вопрос или произносит фразу (как правило, в адрес главного героя), в которой формулируется основная тема картины («Будь осторожен в своих желаниях», «Кто высоко летает, тот низко падает», «Семья важнее денег» и т.п.).

3) Установка (с. 1-10). Здесь экспозиция мира и героев. Необходимо обозначить проблемы и изъяны главного героя, которые нужно исправить. Это как будто список того, чего ему не хватает в жизни.

У Майкла Хейга - Этап I называется «Экспозиция» и включает « Открывающую сцену», «Формулирование темы», «Установку».

4) Катализатор ( У Майкла Хейга - эта точка называется «Возможность» , с. 12). Событие, кардинально меняющее жизнь главного героя. Событием может быть всё, что угодно. Кусочек мира в установочной части уничтожается катализатором в один момент.

Катализатор уводит героя в неизвестность. Это может быть другая местность или новые обстоятельства, которые побуждают героя выяснить, что происходит.

5) Размышление ( у Майкла Хейга – это Этап II «Новая ситуация» , с. 12-25)

Следующие 15% сценария.

Герой пытается приспособиться к новым обстоятельствам, старается понять, что происходит, или придумывает специфический план (Плана А) , позволяющий достичь главной цели. Зачастую герой входит в эту новую ситуацию охотно, часто с чувством возбужденного ожидания, или, по крайней мере, полагая, что новая проблема, с которой он столкнулся, может быть легко решена. Но план А терпит крах.

6) Переход ко второму акту ( у Майкла Хейга - поворотная точка «Смена планов», с. 25).

Конец 1 акта. Случай, который превращает первоначальное желание героя в специфическую, значимую цель с ясно определенной выходной точкой.

Это момент, когда мы оставляем позади старый мир и вступаем в мир, который является его полной противоположностью. Этот переход должен быть чётко обозначен и сопровождаться осознанным решением главного героя (герой не может попасть во второй акт «случайно»).

2 акт

Следующие 25% сценария. У Майкла Хейга – это этап III «Прогрессия». Здесь герой, преследуя свою цель, придумывает новый план и пытается его осуществить (План B), который, на первый взгляд, работает, но препятствий становится все больше и больше.

Блейк Снайдер отводит эту часть для «Второстепенной линии» и «Развлечениям, и приколам».

7) Второстепенная сюжетная линия (с. 30). В большинстве случаев представляет собой любовную историю. Это также история, которая раскрывает тему картины. Этот момент является своеобразной «передышкой» после попадания в «новый мир».

8) Развлечения и приколы (с. 30-55). Здесь могут происходить различные курьёзы, нелепые погони. В это время тональность повествования как будто становится легче. Например, Человек-паук только учиться применять паутину.

9) Поворотная точкацентральная – mid point ( У Майкла Хейга – «Точка невозврата», с. 55). Резкий поворот ровно в середине сценария. Обычно эта точка является либо «подъёмом», когда кажется, что главный герой достиг всего (иногда это лишь иллюзия), либо «провалом», когда весь мир вокруг него рушится (что тоже может оказаться ошибочным впечатлением).

До этой точки у героя еще была возможность повернуть назад, отказаться от выполнения своего плана, и вернуться к той эмоциональной жизни, которой он жил в начале фильма.

10) «Плохие парни наступают» ( У Майкла Хейга – это Этап IV «Усложнение и рост ставок», с. 55-75).

Следующие 25%.

Именно в этот момент плохие парни (антагонистические силы) решают провести перегруппировку сил и послать в бой тяжёлую артиллерию. Внутренние разногласия, сомнения и зависть начинают разъедать команду главного героя.

11) «Всё потеряно» ( У Майкла Хейга – Поворотная точка «Сильное поражение», с. 75).

В самом конце 2 акта герой терпит серьезное поражение, происходит что-то, что разрушает все надежды героя добраться до цели. Весь план (План B) летит к чертям и худшее из всего того, что могло бы случиться, случается.

Эта часть сценария противоположна поворотной точки (если там была иллюзия победы – здесь теперь иллюзия поражения, или наоборот).

Приём «дуновение смерти» используется для того, чтобы убить кого-то из персонажей или же показать нечто связанное со смертью (даже если это комедия).

12) «Душа во мраке» (с. 75-85). Это нечто, происходящее за мгновение до того, как главный герой, дойдя до ручки, наконец находит единственно верное решение, способное спасти его и весь мир (темнота, предшествующая рассвету). Здесь герой должен сполна испытать горечь поражения, чтобы выучить свой урок.

13) Переход к третьему акту (с. 85). Благодаря персонажам, которые появились во второстепенной сюжетной линии, благодаря всем размышлениям над темой картины и обсуждениям, имевшим там место, главный герой находит решение, которое позволит победить.

3 акт

14) Финал ( У Майкла Хейга – Этап V «Последние усилия», с. 85-110).

Прошло 75 % сценария. Все уроки выучены. Внутренние недостатки героя исправлены. Герой должен сделать одно, последнее усилие (План С). Происходит финальная битва.

Может быть центральный поворотный пункт — герой кажется на грани поражения.

Здесь может быть сцена – кризис (внутренний конфликт) — выбор между двумя несовместимыми потребностями, чувствами, социальными установками, воспитанием и т.д. (Например, главный герой выбирает: либо он пойдет до конца и возможно погибнет, либо остановится, но проиграет)

Здесь же случается кульминация (5 поворотная точка Майкла Хейга) ­– решающий, переломный момент во взаимоотношениях, столкновениях героев или между героем и обстоятельствами. Герой достигает цели или терпит крах. Это и ответ на главный тематический вопрос.

15) Заключительная сцена ( У Майкла Хейга – Этап V «Последствия», с. 110). Развязка является противоположностью открывающей сцены. Это доказательство того, что перемены произошли, и они налицо. Закрываются все сюжетные линии.

Психология героя в сценарии

Краткое описание, основанное на теории из книги "Психология в кино» Татьяны Салахиевой-Талал.

Желание героя – напр., покинуть город (как в фильме "День сурка").

Это то, что герою кажется для него важным.

Цель героя – состоит из планов А, В и С. Это действия героя. Он следует планам, чтобы достигнуть определенной цели. Во время истории цели могут меняться.

Потребность героя – напр., обрести чувственность. Осознать что-то. Это то, что герою действительно необходимо.

Изъян – то, из-за чего и как именно герой вредит себе и окружающим. Это то, что не позволяет герою удовлетворить свою истинную потребность. Например, алкоголизм, корысть, бесчувственность.

Призрак – травма из прошлого (напр., посттравматический синдром).

Самооткровение – момент, когда герой узнаёт что-то важное о себе настоящем. Это чаще всего и есть осознание своего изъяна, которое дает толчок к его преодолению и позволяет герою в дальнейшем реализовать свою истинную потребность.

Приобретение героем изъяна . Герой может стать, напр., алкоголиком.

Ставка – то, что герой поставил на карту. Герой сильно рискует, и случится что-то ужасное, если герой не достигнет цели.

Внутренний конфликт или Кризис – выбор между двумя несовместимыми потребностями, чувствами, социальными установками, воспитанием и т.д.

Роберт Макки: Кризис — та дилемма, с которой сталкивается главный герой, когда, встречаясь лицом к лицу с наиболее мощными в его жизни и сплоченными силами антагонизма, он должен принять решение о том, какое действие предпринять в последней попытке добиться исполнения своего желания.

Кризис должен представлять собой настоящую дилемму — выбор между несовместимыми вещами, выбор меньшего из двух зол или и то и другое сразу, то, что оказывает на главного героя максимальное давление.

Итог: Чем всё заканчивается для героя. Напр., герой цели не достиг, но свою потребность удовлетворил.

Шесть ступеней структуры сюжета Майкла Хейга (внутреннее путешествие героя или арка героя)

-2

1 Этап. Жизнь в маске.

Этот этап соответствует жизни героя в маске, здесь проявляется его ложная идентичность. Герой не слишком счастлив, но привык и потому живет по инерции в привычном мире, действуя привычными способами.

2 Этап. Проблеск возможности жить по-настоящему, который возникает благодаря Провиденью, собственному желанию героя или судьбе.

Герой предпринимает первые попытки решить возникшую проблему, как правило поверхностные и формальные. Он еще не осознал наступление изменений и всю серьезность ситуации и пытается отделаться малой кровью, «проскочить», по-быстрому справившись с возникшей задачей. Но план А терпит крах.

3 Этап . Герой движется к своей истиной сути, но не отказывается от ложной идентичности (всё еще в маске).

Здесь Герой не может выбрать между истинным и ложным «Я». Происходит развитие действия, герой предпринимает вторую попытку решить проблему и формирует план B.

4 Этап. Вылупляется» истинное «Я» героя, но нарастает страх.

После мидпойнта.

Жить по-старому уже невозможно (тошно), по-новому Герой еще не умеет (и ему страшно). Здесь часто происходит смена мотивировки.

Герой начинает постепенно принимать своё настоящее "Я" .

Усложнение и рост ставок, угроза нарастает.

5 Этап. Герой готов лишиться всего в жизни ради правды.

План B не удался. На дне, в точке «хуже некуда», герой осознает что-то важное о себе и мобилизуя последние силы, герой формирует план С.

6 Этап. Путь окончен, судьба найдена.

Развязка, разрешение конфликта, установление нового баланса.

АНАЛИЗ ТЕМЫ

В переводе с греческого тема – это то, что положено в основу. Тема – это предмет авторского изображения, те явления и события, на которые автор хочет обратить внимание читателя (тема отцов и детей, тема противостояния добра и зла, тема предательства, тема дружбы).

Майкл Хейг: Тема – универсальное высказывание о человеческой жизни, которое звучит в фильме. Это подразумеваемое предписание автора, совет, как надо жить, чтобы развиваться и реализовать себя как личность, расти нравственно. Для создателей фильма это способ высказаться о том, «Как стать лучше».

Александр Митта: Тема – универсальная истина, которая затрагивает большую часть людей. Очень полезно в сценарии в конце первого акта поставить тематический вопрос, на который нужно дать ответ в конце фильма. Тема в драме развивается в конфликте как борьба темы и контртемы.

В трёхактной структуре сценария раскрытие темы будет выглядеть следующим образом:

1 акт.

Антагонист (главный злодей или тот, кто противостоит Протагонисту) и/или Протагонист (главный герой) своими действиями выражает/ют контртему (например, «Эгоизм важнее Бескорыстия»).

Также кто-то из героев выражает тему (например, «Бескорыстие важнее Эгоизма»).

2 акт.

В начале 2 акта, когда герой принял решение вступить в новый мир и двигаться дальше к цели, само собой возникает тематический вопрос . Например, «Что важнее, Эгоизм или Бескорыстие?» Или: «Получится ли совместить тему и контртему?».

Далее происходит столкновение темы («Бескорыстие важнее Эгоизма) и контртемы («Эгоизм важнее Бескорыстия»). Создаются ситуации, дающие герою и зрителю увидеть разные точки зрения. Столкновение может быть внутренним конфликтом главного героя.

3 акт.

В конце 3 акта автор отвечает на тематический вопрос, скрещивая тему и контртему. Их синтез происходит в кульминации. Иногда синтез связан с жертвой (кто-то из главных героев гибнет). Например, может получится такой ответ: «Эгоизм и Бескорыстие важны для человека в равной степени, если не приносят никому страдания» или: «Бескорыстие важнее Эгоизма, Эгоизм всех погубит».

Термины и приёмы

Ставка персонажа («альтернативный фактор» по терминологии А. Митты) – это то, что он потеряет, если откажется от цели. Что случится, если герой не начнет преследовать цель. Семья Уолтера Уайта останется без средств, жену Джона Маклейна убьют террористы, Шурик завалит экзамен.

Приём «Папа римский в бассейне». Если скучная сцена, диалог, монолог, то следует добавить комичную ситуацию.

Приём «Спасение котика» – мы встречаемся с главным героем, и он совершает какой-то поступок, раскрывая характер, что заставляет зрителя ему симпатизировать.

Способы поддержки канала: поставить лайк; сделать репост; подписаться на группу Вконтакте, на телеграм-канал; задонатить, нажав на кнопку "Поддержать". Спасибо за внимание!