Найти тему
Дмитрий Михайлов

Уфимский электротранспорт. Техника. БТЗ-52764/52767/52768

В прошлый раз речь шла о БТЗ-52761.

Фото автора.
Фото автора.

Созданный в 2000-м году кузов БТЗ-52761 был настолько хорош для производителя, что он продолжал существовать и дальше. По сути, он лишь продолжал проходить доработки.

Первая модернизация - 2003 год. Тогда же создаётся БТЗ-52761Н. После 2006 года БТЗ производит свои троллейбусы только одной модели. Но ведь так не должно продолжаться вечно.

Пока были мысли об изменениях, на заводе больше занимались внешним видом. В машины начали устанавливать тонированные окна, начали устанавливать электронные табло. Затем стали делать чёрные полосы в межоконное пространство.

Фото: Артём Коновалов. БТЗ-52761 2009 и 2006  г.в.
Фото: Артём Коновалов. БТЗ-52761 2009 и 2006 г.в.

Но есть и другая сторона медали. На продукцию требуется сертификация и наличие соответствующих документов. Зачастую, они выдаются на определённый срок или количество. И к 2009 году получилось, что дело шло к получению новых документов.

И получилось, что БТЗ регистрирует новую модель - БТЗ-52764.

Фото: Артур Янбухтин
Фото: Артур Янбухтин

Внешних отличий между между последними БТЗ-52761 и 52764 не найти. Но есть несколько внутренних отличий - между кабиной и салоном появилась дверь вместо окна. Также для данной модели использовали реостаты уже другого производства - поставками занимался завод "Динамо".

Пожалуй, эта модель - единственная модель на БТЗ, которая производилась не так уж и долго, но была массовой. Всего было поставлено 87 машин в пять городов. При этом стоит отметить тот факт, что все 87 машин оснащены реостатно-контакторной системой управления.

Фото: Джесси
Фото: Джесси

На рубеже 2009 и 2010 гг. завод собирает первую машину новой модели - БТЗ-52767. В первую очередь, в глаза бросается передняя маска. Если на 52761/4 она прямая, то здесь она стала более выпуклой. Также буксировочные клыки стали выше и расположились под бампером. Лобовое окно стало больше за счёт того, что убрали верхнюю часть, где раньше ставили трафарет или табло. Это можно описать фразой: "Новое - это хорошо забытое старое". По сути, лобовое стекло стало таким же, как и на первых БТЗ-52761.

Пошли изменения и в других элементах.Здесь впервые БТЗ применяет сенсорную панель управления. Также первые машины шли с покраской под позолоту в честь юбилея завода - в 2010 году БТЗ праздновал 30-летие.

Фото автора.
Фото автора.

Кроме того, часть панели управления вынесли наверх, то есть на потолок. Другой особенностью стала большая унификация деталей с автобусами НефАЗ. Это результат работы с другой моделью - БТЗ-52765 (об этом будет отдельная статья).

БТЗ-52767 поставлялись с двумя типами системы управления - асинхронная и реостатно-контакторная. При этом, на машины с РКСУ стали ставить иную схему - электронно-импульсное управление контакторами, которое больше распространено в быту.

Асинхронные машины шли с разной электронной начинкой - "Канопус", "АРС-Терм" были самыми распространенными.

Троллейбусы БТЗ-52767 первоначально шли с подъёмниками для инвалидов. Немного странное решение для высокопольного троллейбуса, поэтому часть городов сразу отказалось от их установке при заказе.

Данная конструкция сужает проход в задней двери, да и почти не используется. Экипажам проще занести на руках, нежели возиться с этим - время раскладки и складывания - около 5-8 минут. В городских условиях - это много. Грубо говоря, троллейбус будет опаздывать примерно на 3-4 остановки. На части машин данная конструкция была демонтирована после поступления на предприятие. Но в Уфе до сих пор найти троллейбусы с этим устройством.

Фото: Клауд. Троллейбус БТЗ-52768Т в Коврове.
Фото: Клауд. Троллейбус БТЗ-52768Т в Коврове.

В конце же своей жизни БТЗ вновь вернулся к поставке кузовов вместо троллейбусов. Так родился БТЗ-52768. Суть уже была рассказана, но напомню - троллейбус поставляется е целиком - часть деталей берётся со старых машин - мосты, тяговые двигатели и прочее.

То есть, поставляется конструктор, который собирается силами депо. Поэтому здесь нет единства, ибо разные города делали всё по-своему.

Впрочем, БТЗ-52768 поставлялся и в виде готовых троллейбусов. Если коротко, то БТЗ-52768 - это тот же 52767, только с новыми документами и мелкими эстетическими изменениями. Например, двери, аналогичные БТЗ-52763.

Но особый "шик" был в Уфе, куда были отправлены остатки с БТЗ, который тогда находился уже в глубоком пике в направлении закрытия. Всего было отправлено 6 кузовов БТЗ-52768 и 3 БТЗ-52763.

Фото автора
Фото автора
Фото автора
Фото автора
Фото автора
Фото автора

Вот это был реальный конструктор "Собери сам". В результате Уфа смогла собрать 4 машины. Последние два кузова были отправлены в Ленинск-Кузнецкий в конце 2019 года.

Таким образом, можно считать, что кузов, созданный в 2000-м году, смог прожить почти всю жизнь завода под брендом "БТЗ".

При чтении возникает мысль - а почему нет речи про салон? А тут всё просто - он не менялся от слова совсем. По сути, БТЗ использовал на своих моделях лишь один салон, который был сформирован при создании ЗиУ-682Г. И никаких изменений ждать здесь не приходится.

Фото автора.
Фото автора.

В глаза бросается лишь одно отличие - высота защитного экрана у второй двери. Со временем высота стала меняться - зачастую стали срезать, так как фактически был закрыт обзор водителя.

На данный момент у БТЗ осталось две нерассмотренных модели, о которых поговорим в следующий раз.

Материал создан при поддержке каналов "Уфимский
транспорт"Матвея Скворцова и группы "Уфимский электротранспорт".

#троллейбус #заводы #машиностроение #промышленность россии #уфа #уфимский транспорт #уфимский электротранспорт #доступная среда #бтз