Найти тему
Америка глазами учителя

Про свободу слова. Или заплетаем мозги американским ученикам.

Консерватизм становится либерализмом. И наоборот. На уроке европейской истории. Взрыв мозга у моих американских учеников. На прошлой неделе проходили реванш консерватизма 1815 года и необратимый натиск либерализма в том же XIX веке на примере двух деятелей: консерватора Клеменса фон Меттерниха и либерала Джона Стюарта Милла.

Австрийский дипломат Клеменс фон Меттерних (1773-1859)
Австрийский дипломат Клеменс фон Меттерних (1773-1859)

Даже в прошлом году всё было просто и понятно: Милл - за свободу слова, Меттерних - против. Милл - хороший, Меттерних - плохой. В январе же этого года началась сплошная путаница. Кто за кого в нашей либеральной частной школе? Стражи калифорнийского либерализма сами запутались.

Вот отрывок из философских рассуждений Милла о свободе, в том числе и о свободе слова, которую я обсуждаю каждый год со своими учениками. До недавнего времени этот отрывок очень хорошо вписывался в либеральную идеологию. Фото автора.
Вот отрывок из философских рассуждений Милла о свободе, в том числе и о свободе слова, которую я обсуждаю каждый год со своими учениками. До недавнего времени этот отрывок очень хорошо вписывался в либеральную идеологию. Фото автора.
В этом отрывке Милл убедительно пишет о том, что свободу слова надо беречь по двум причинам. С одной стороны, если мы забаним какую-то умную мысль, то сами окажемся в невыгодном положении. С другой стороны, если мы заблокируем мысль неумную, то лишим её автора возможности понять глупость своего высказывания, а это тоже плохо для общества в целом. Конечно, Милл философствовал до расцвета пропаганды. Родись он на век позже, ещё не ясно, написал бы он этот абзац точно так же. Фото автора.
В этом отрывке Милл убедительно пишет о том, что свободу слова надо беречь по двум причинам. С одной стороны, если мы забаним какую-то умную мысль, то сами окажемся в невыгодном положении. С другой стороны, если мы заблокируем мысль неумную, то лишим её автора возможности понять глупость своего высказывания, а это тоже плохо для общества в целом. Конечно, Милл философствовал до расцвета пропаганды. Родись он на век позже, ещё не ясно, написал бы он этот абзац точно так же. Фото автора.
Здесь отрывок из воспоминаний Меттерниха, который я каждый год разбираю со своими учениками. Фото автора.
Здесь отрывок из воспоминаний Меттерниха, который я каждый год разбираю со своими учениками. Фото автора.
А вот и абзац со словами консерватора Меттерниха, которые привели в замешательство нескольких моих учеников на прошлой неделе: "Конечно, мы не одни задаёмся вопросом, может ли существовать общество вместе со свободной прессой, этим злом, которое мир не знал до второй половины XVII века..."
А вот и абзац со словами консерватора Меттерниха, которые привели в замешательство нескольких моих учеников на прошлой неделе: "Конечно, мы не одни задаёмся вопросом, может ли существовать общество вместе со свободной прессой, этим злом, которое мир не знал до второй половины XVII века..."

Если не обращать внимания на нынешние события и недавнюю цензуру в США и спросить учеников, чья точка зрения им ближе, ученики непременно займут позицию Милла и обвинят Меттерниха в ретроградстве.

Если же попросить учеников задуматься о недавней цензуре против Трампа и его сторонников, на которую пошли крупные американские соцсети в январе 2021 года, то начнётся замешательство среди моих учеников. Окажется, что американские соцсети сейчас следуют консерватизму Меттерниха, а не либерализму Милла. Как так?

Подобными вопросами обычно заканчиваются почти все мои уроки. Ответы на них ученики должны найти для себя сами или с помощью родителей, чтобы мои уроки не походили на промывку мозгов в той или иной идеологии, чем занимаются очень многие учителя истории в Америке, и не только истории, но и других предметов.

Английский философ Джон Стюарт Милл (1806-1873)
Английский философ Джон Стюарт Милл (1806-1873)

Спасибо, что дочитали статью до конца. Жмите палец вверх и подписывайтесь на канал. Если понравилась статья, делитесь ею с друзьями. И никакого больше Парлера... До новых встреч!