Найти в Дзене
Андрей Глущук

Кто развалил СССР?

Гибель СССР - рука Запада?
Гибель СССР - рука Запада?

Уверен, что эта статья не понравится ни тем, кто ностальгирует по СССР, ни тем, кто Советский Союз считает исчадием Ада и причиной всех бед России от Ивана Грозного до Владимира Современного. А уж у сторонников теорий заговора данный текст наверняка вызовет рвотный эффект и неудержимое желание линчевать меня в сетях виртуально и в жизни натурально.
Однако, в отличие от свободной страны США, где за собственное мнение банят даже Президента, в России запрет на личную точку зрения ещё не введён.
Так что, перефразируя Аршавина: «Ваш негатив – ваши проблемы!».
Случилось так, что на днях пришлось мне получать дебетовую карту ВТБ. По нынешним временам событие вполне себе рядовое. Приезжаю в центральный офис. Четыре этажа банковской структуры. Операционный зал на три десятка точек обслуживания. Как теперь модно, рядом со стойкой ресепшен терминал выдачи талонов. Пока беру талон, очаровательная девушка-администратор изысканно вежливо выясняет: зачем я пришёл и чем она может помочь?
После короткого диалога, устраиваюсь на мягком диване, в расчёте с удобствами подождать минут 10-15.
Но мои расчёты разбиваются о суровую действительность: ВТБ – государственный банк. А государство всё делает неспешно. Вроде как, основательно.
Проходит сорок минут. На информационном мониторе появляется номер моего талона. Подхожу к окну. Девушка, одетая в канонически выдержанном деловом стиле, извиняется за ожидание, представляется Дарьей и интересуется целью визита.
Объясняю, что пришёл за дебетовой картой, которая была готова ещё в прошлом, 2020 году и должна была быть выдана мне в другом отделении банка, но до того отделения, карта за месяц так и не доползла.
Отдаю паспорт. Минут десять Дарья колдует над компьютером, который тоже помнит, что он представляет солидное государственное учреждение и, потому, ведёт поиск меня неуклонно, но основательно. Не считаясь со временем. Своим и моим.
Далее случается чудо. В бездонных кладовых клиентской базы электронный мозг находит индивидуума с нужными позывными. Девушка Дарья делает моё актуальное фото, как будто то, что было сделано в декабре 2020 через месяц устарело настолько, что узнать меня можно только по отпечаткам пальцев.
- Всё, спасибо за ожидание. Я сейчас побегу за картой. Через минуту вернусь.
И девушка Дарья исчезает за столиками коллег. Проходит минута, пять десять. Я понимаю, что поход за картой – забег на длинную дистанцию. Как минимум две тысячи метров с препятствиями. Начинаю искренне сопереживать её тяжёлой судьбе. Потому, что два километра в туфлях и банковской униформе – это не физическое упражнение, а пытка. Уже собираюсь отправиться в поисковую экспедицию, но обнаруживаю симпатичную Дарье метрах в двадцати рядом с молодым человеком. И Дарья с коллегой не кокетничают, они действительно ищут мою карту. Ищут, как героя известного детского стихотворения Самуила, уважаемого, Маршака:
«Ищут пожарные,
Ищет милиция,
Ищут фотографы
В нашей столице,
Ищут давно,
Но не могут найти
Парня какого-то
Лет шестидесяти»
В оригинале, конечно, двадцать, но я этот возраст, к сожалению, давно перерос.
Короче, ещё через пару минут Даша возвращается ко мне и с облегчением сообщает, что мою карту нашли, но она в другом отделе. И ровно через три минуты, она вернётся ко мне с этим банковским чудом.
Я, не скрывая сочувствия, спрашиваю: как она выживает в такой сложной системе логистики?

-2

Читать на ЛитРес / Читать на Bookmate

Сочувствия девушка не принимает. Вероятно потому, что я не парень лет двадцати и исчезает с обещанием скоро вернуться. "Скоро" оборачивается ещё десятью минутами ожидания. Сколь комфортными (стулья для клиентов вполне себе сидебельные), столь и тягучими.
Неожиданно передо мной возникает тот самый молодой человек, с которым Дарья ещё недавно искала банковскую карту.
Он предельно вежливо извиняется за ожидание и просит уточнить некоторые данные, которые потребовались Дарье в том самом отделе, где за семью печатями и десятью дверями хранится дебетовая карта с моим именем и фамилией.
Моя, уставшая от жизни челюсть с минимальным набором зубов, прикрытая антикороновирусной маской и пластиковым экраном, оделяющим оператора от клиента, создают непреодолимую преграду для точной передачи информации. Чтобы не играть в испорченный телефон, молодой человек передать мне свой гаджет и я сообщаю Дарье всё, что она хотела узнать с предельной искренностью и неподдельным старанием.
Проходит ещё 15 минут. Наконец, Дарья возвращается с картой. Она выдыхает с облегчением. Я понимаю, что опоздал всюду.
Вы спросите: при чём здесь СССР?
А при том, что все эти полтора часа в ВТБ я провёл в ностальгических воспоминаниях о временах моей молодости. В Союзе все совершалось так же неспешно, солидно и безумно, как и должно совершаться в стране, где всем управляет госаппарат. Потому и стучали колёсами эшелоны с углём из Кузбаса в Донбас, новосибирские ( и не только) шоколадные конфеты распределялись в Москве и, в основном, в Москву, колбасные изделия продавали самовывозом из столицы всем, кто в столицу смог попасть и выстоять очередь за дефицитом.
Сумасшедшая логистика и тормозная система управления – вот они-то и разрушили СССР. Никакой Бжезинский, ни какое ЦРУ им не конкурент. Мы постоянно опаздывали, отставали от жизни.

-3

Читать на ЛитРес

Я не говорю, что капитализм лично мне принёс счастье. Нет. Но любая коммерческая структура, даже полугосударственный, всеми заслуженно оплёванный Сбербанк и тот демонстрирует большую мобильность, чем структура государственная.
А вот теперь – повод распять меня на кресте ваших идеалов.
Социализм не способен работать в долгую. Централизованный, командный метод управления страной хорош только в экстремальной ситуации: война, стихийные бедствия, эпидемии.
Капитализм с позиции экономики намного более эффективен, но в социальном плане самоубийственно жесток.


Как выстроить динамичную экономику, не уничтожив человека? Вот это вопрос и для тех, кто молится на СССР и для тех, кто Союз проклинает…