Принцип незавершенного действия состоит в стремлении завершить начатое значимое дело. Основой проблемы является создание ситуации, когда сформированное сверх значимое, гипертрофированное, подкрепленное эмоциями желание не имеет возможности реализации и удовлетворения. Состояние жажды разрядки, напряжение желания достижения гипер-цели при этом бессознательно усиливается, перекрывая остальные потребности. Такое состояние образуется через склонность человека к социальному принятию, схожести, слиянию, идеализации; посредством создания иллюзии благоприятного исхода, достижимой победы, ложной надежды. Формирование цикла ожиданий и разочарований. Когда цель кажется почти достигнутой, а затем следует фрустрация и отторжение. Чем больше вложений, для достижения цели, времени на ожидания, нахождения в цикле притяжение и отторжение, тем более привычным для психики становится механизм полярных колебаний, напоминающий ловушку ума, когда образы вопреки намерению и желаниям сознания могут возникать и оказывать влияние на настроение и действие.
В основе принципа лежит завышенная значимость к цели или объекту. Неадекватная оценка. Ложную сверх-цель нужно вывести из системы полярных значений: плюс или минус, отрицательное и положительное, притяжение и отторжение, любовь и ненависть. И перевести в статус нейтрального, нулевого, незначительного, незаметного, того, что не оставляет следа и не цепляет.
Варианты решения: объективное безэмоциональное обесценивание, критический и холодный подход к ситуации. Замещение цели, смещение внимание на нечто новое, яркое и захватывающее, что нивелирует неблагоприятное влияние прежней ложной цели. Ввести в систему сознания несколько раздражителей близких по характеристикам ложной цели. Это уменьшит напряжение потенциала, который концентрировался на одной цели и уменьшит ее значимость и влияние. Избегать и исключать влияние триггеров способных запускать привычные реакции.
Как показали исследования психологов людей притягивает не сама реальная цель, а представление и фантазии, образующие притягательный образ. Достижение и обладание целью, всегда приводит к большему или меньшему разочарованию, потому что ожидания всегда завышены и идеалистичны. Особенно, если цель не имеет четких характеристик. Таким образом, созданный в сознании сверх значимый образ, может быть также в сознании лишен своей значимости, уникальности и недостижимости, если в уме завершить действие представив все в воображении выгодным образом. Например, психологами был проведен эксперимент еще вначале 20 го века - группе детей дали задание вырезать из бумаги определенные фигуры. Когда дети вовлеклись и заинтересовались занятием, у них отобрали бумагу и ножницы. Дети нервничали и расстраивались. Тогда им предложили закончить начатую работу используя воображаемые бумагу и ножницы. И те из них кто сумел так поступить, быстро успокоились и к ним пришло состояние завершенности начатого действия. То есть дети в эксперименте смогли через воображение и фантазии завершить недоконченное. Для детей это обычно легче, так грань между воображением и реальностью еще не такая жесткая и непреодолимая, как для взрослого. Не получается в реальности, воплощается в фантазии.
Любое действие состоит из нескольких этапов - начало, процесс и завершение. Во взаимоотношениях эти этапы представляют собой стадии: 1) пред контакта – интерес, знакомство, 2) контакта - дружба, близость, 3) пост контакта - потеря эмоциональности, расставание. Например, человек хочет шоколад и идет за ним в магазин, это начало действия или пред контакт, покупает шоколад и ест его — переживание процесса или контакта. Съедает, насыщается, утоляет голод и больше не хочет шоколада. Это завершение процесса или пост контакт. Если желание сильно, и процесс контакта прерван на начальной фазе пред контакта, когда желание особенно ярко и эмоционально, или на этапе контакта, когда условный шоколад надкушен, но желание не удовлетворено и жажда не утолена, то действие переходит в незавершенное. И в этом случае, если попытки вернуть условную шоколадку обратно ни к чему не приведут, то самым очевидным кажется заменить ее чем-то, что находиться в доступности. Допустим очень хочется шоколадку, но доступен сухарик. И тогда человек ест сухарик, и говорит себе, что шоколадка не такая уж и вкусная, а сухарик не так уж и плох. Но только обманывает себя и продолжает, поедая сухарь думать про шоколадку. И так он может сесть много сухарей, но мечта про шоколадку его не оставит.
В случае взаимоотношений бывает тип людей, у которых недоступность воспринимается, как вкусная шоколадка, а хороший человек рядом, но доступный, как надоевший сухарь. И вот живет он с ним, как бы жует этот сухарь, в своем понимании и оценке этого человека, и мечтает о том, какая была бы вкусная заветная шоколадка. И не доходит, что чаще всего скучный сухарь и есть шоколадка, а желанная шоколадка на самом деле сухарь, просто не распробованный, недоступный, убегающий. Потому что этот сухарь, прикидывающийся шоколадкой, понимает, что дать ничего не может и выжать из себя нечего. Сама псевдо шоколадка пустая и голодная – внимания, желания, эмоций к себе хочет, чувствовать себя уникальной и единственной. Поэтому и выдает себя за шоколадку, которую распробовать не дает, а быстро к другому перескакивает, чтобы зависть и потерю вызвать, и в голове у бывшего застрять. Так и попрыгивает, меняя людей, как поношенные ботинки, пока внутреннее не сольется с внешним и уже очевидно всем станет, что сухарь, как внутри, так и снаружи.
То есть завершение действия путем прямого замещения, значимого объекта малозначимым, недостижимого достижимым - бесполезна. Если же пройден этап осознания неприемлемости продолжения процесса, невозможности его реализации, то желание контакта в сознании переходит в безэмоциональное, нейтральное состояние. Человек приходит во внутренний баланс, уравновешенность, тогда может увидеть красоту и уникальность другого человека, и завершить неоконченное действие. Действие будет окончательно завершенным, если исчезнет любое эмоциональное подкрепление и заинтересованность.