Вступая в должность президента Российской Федерации, господин В.А. Медведев клятвенно обещал в кратчайший срок положительно решить проблему "вольного приноса" - легализовать свободную добычу золота гражданами нашей страны. Однако высказывание "мужик - сказал, мужик - сделал", это про мужиков, а не про гарантов конституции. Незаметно пролетели годы правления "горячо любимого" всем нашим народом персонажа... За четыре года в стране произошла масса значимых перемен, из которых не могу не отметить следующие:
- увеличение сроков полномочий президента и депутатов государственной думы;
- "масштабная реформа" в рядах силовиков нашей страны;
- и, наконец, главное - решена сложнейшая и важнейшая для страны проблема - проблема перевода часов туда - сюда...
Минуло еще восемь лет, после того как к управлению страной вернулся В.В. Путин (лично я не заметил, что он куда-то уходил).
И вот наконец - свершилось. Свет увидел Проект Федерального закона, разрешающего добычу золота индивидуальным предпринимателям. Изменения в закон "О недрах" (дубль 2020)
Проект разработан Минприроды России. Адрес страницы проекта:
http://regulation.gov.ru/projects#npa=100803
ID проекта 02/04/03-20/00100803
А дальше - как в песне, "а путь и далек и долог...". Однако - ждем, надеемся и верим, что остается нам еще?
Кратко об истории "вольного приноса".
Борьбу с «хищниками» государство Российское вело с самого начала промышленной добычи желтого металла.
Давайте обратимся к истории "Вольного приноса".
«Хищников», число которых могло быть учтено лишь весьма приблизительно, в разное время было неодинаковое количество. То они, гонимые горной стражей, солдатами и казаками исчезали куда-то, то вновь заполняли злачные золото содержащие территории.
В 1901 году, очевидно, осознав тщетность такого противостояния, правительство принимает закон «О свободном обращении шлихового золота», отменивший обязательную сдачу его в казну. Частным золотопромышленникам и физическим лицам разрешалось свободно осуществлять операции по купле-продаже золота, за исключением его вывоза за границу.
В 1917 году власть переходит в руки большевиков, которые руководствуясь лозунгом « весь мир насилья мы разрушим до основанья», вводят государственную монополию на добычу золота, мгновенно превратив старателей в «хищников».
Бурное развитие страны и возросшие потребности в золотовалютных резервах, необходимых для приобретения станков и оборудования за рубежом, привели к тому, что кустарная добыча золота вновь была разрешена.
Работали все, кто хотел, и сдавали добытое в торгсин. Сообщение о таком промысле, датированное 1930г., приводил геолог В.И.Серпухов:
«Почти в каждом без исключения золотоносном районе много золота добывается по косам - то есть по отмелям и руслам рек. Добыча его несложна, доступна всякому, но требует некоторого навыка и искусства. Важным свойством этого поверхностного косового золота является то, что запасы его все время подновляются, и практически, золотоносные косы представляют собой неистощимый источник золота».
После смерти Сталина, как бы в подтверждение того, что «любая кухарка может управлять государством», во главе великой страны встал Хрущёв, ряд решений которого в области экономики отбросили ее на десятки лет назад. Одним из этих мудрых решений явился возврат государственной монополии на добычу золота. И вновь законопослушные граждане превратились в «хищников».
К сожалению, в наше время преобладало мнение, что увеличить добычу золота в России могут только крупные предприятия. Исторические факты говорят об обратном – в стране очень много мелких объектов, которые могут рентабельно отрабатываться только частными старателями.
Ну что же, будем ждать и надеяться, что у наших законодателей наконец-то проснется здравый смысл и они изменят свое отношение к проблемам вольного приноса.
Ну что же, вот он и проснулся, хотя правильнее будет сказать, что они вынуждены были это сделать под действием внешних обстоятельств, так как аналогичные законы уже приняты в Казахстане и Таджикистане.
Наш проект закона о недрах очень похож на закон Казахстана, но только в более абсурдном варианте. Разбор положений проекта закона подробно осуществил Рудольф Кавчик в своем видео, с которым Вы можете ознакомиться на его канале, я же хочу обсудить саму суть проблемы, не затрагивая ее технических аспектов.
Перед началом разработки любого документа, автор, или группа авторов, должны :
- четко обозначить цель создания документа, которая должна быть достигнута при реализации положений разрабатываемого документа;
- в специальных разделах документа рассмотреть всю совокупность правовых, организационных, технических и экологических проблем, решение которых должно обеспечить достижение поставленной цели;
- рассмотреть и оценить источники финансирования поставленных задач и оценить финансовый или иные результаты которые могут быть получены при их решении;
- своевременно внести изменения в другие законы, регулирующие вопросы, касающиеся сфер применения разрабатываемого закона;
- после окончания разработки проекта документа обеспечить его доступность с целью ознакомления с ним заинтересованных лиц и получения возможных дополнений и замечаний.
Изучив положения проекта закона я пришел к следующим выводам:
- основная цель предлагаемого закона заключается в том, чтобы выполнить данные ранее обещания о разрешении добычи драгоценных металлов частными лицами, но сделать это таким образом, чтобы все требования и ограничения, касающиеся порядка выдачи разрешений и использования технических средств, разрешенных к использованию для ведения работ привели к тому, чтобы люди, которым вроде бы и разрешили этот вид деятельности, сами сочли его лишенным здравого смысла. К таким бредовым требованиям и ограничениям можно отнести следующие :
- привязка разрешения на проведение работ к конкретному месту, которое будет предложено территориальным органом федерального органа управления государственным фондом недр, причем размер участка не должен превышать 0.2 кв.километра. Что может сообщить о таких участках глубокоуважаемый орган, если выдача разрешений допускается только на те участки, оценка содержания драгметаллов на которых не проводилась;
- положения нового закона разрешают гражданину, после получения им статуса предпринимателя (почему не само занятого?), получить в пользование 0,2 кв.км. территории, оценку содержания драгметалла в которой никто не проводил, перекопать ее на глубину не более 5 метров и извлечь содержащийся там металл. На все это действо господа из Минприроды отводят три года. Запрещается использовать любые механизмы (водяные помпы в том числе) и привлекать третьих лиц на договорной основе. Разрешается использовать кирку, лопату, ведро для перемещения грунта туда-сюда, а так же воды, используемой для его промывки. Проведем несложные вычисления:
- котлован площадью 0,2 кв.км. глубиной 5 метров, это 1 000 000 м3 грунта, вес которого равен 1 600 000 тонн;
- один человек способен за полный рабочий день выкопать с помощью кирки и лопаты котлован глубиной около двух метров (если повезет с категорией грунта), а это около 2,3 м3 грунта весом 3,6 тонны. Работая без выходных в течении всего года старателю, для того чтобы переместить этот объем один раз, потребуется 1600000 : 3,6 : 365 =1217 лет;
- учитывая, что продолжительность сезона земляных работ (для Сибири) около трех месяцев, этот срок следует увеличить в четыре раза, что составит 4868 лет. Следует отметить, что копать котлованы глубиной более 2 метров, можно только вдвоем, так как второй человек должен поднимать насыпанный в ведро грунт на поверхность с помощью ворота.
- считаем далее. Для промывки одного кубометра породы необходимо использовать около 18 м3 воды (это при использовании гидромонитора), а это 1500 двенадцати литровых ведер воды, которые авторы закона предлагают перенести в руках при помощи указанной емкости для промывки всего лишь одного метра кубического породы. Думаю, что дальнейшие вычисления можно не проводить, а авторов закона отправить для приобретения ими практического опыта, в места, где ведется добыча золота, хотя бы на месяц-другой.
За окном 21 век, век высоких технологий и великих открытий, а наши неадекватные законодатели предлагают гражданам страны добывать себе на хлеб насущный при помощи ведра, кирки и лопаты. Даже наши прадеды работали в более выгодных условиях, так как использовали в своей работе гужевой транспорт. Кто эти люди, которые смеют нести на подпись главе государства подобную ахинею? У меня нет ответа.
На мой взгляд, главная цель законопроекта – это увеличение золотовалютных запасов государства, за счет добычи драгметаллов на месторождениях, освоение которых для крупных золотодобывающих компаний экономически нецелесообразно.
Для эффективного решения этой задачи государство должно предпринять следующие шаги :
- создать условия, которые сделали бы этот род деятельности привлекательным для граждан страны, в особенности для тех, кто имеет статус безработного, используя для этого возможности центров занятости населения;
- разрешить гражданам, которые зарегистрированы в ФНС и имеют статус самозанятых, осуществлять деятельность по добыче драгметаллов на любых свободных территориях, при наличии патента или лицензии;
- гражданам, которые предоставили заявку с указанием конкретного участка, указав его координаты, после согласования с региональным органом управления государственным фондом недр, выдавать лицензии на право освоения заявленных участков сроком на 5 лет, с правом продления. Разрешить гражданам получившим лицензию, использование на закрепленных участках маломощной землеройной, буровой, автомобильной техники и водяных помп малой мощности;
- гражданам, изъявившим желание заниматься добычей драгметаллов на мелких водотоках без использования землеройной техники, разрешить эту деятельность на основании полученного патента и разовых разрешений водной инспекции, в которых указываются согласованные участки этих водотоков и сроки ведения работ. Разрешить таким гражданам использовать в процессе своей деятельности ручные землеройные инструменты и мини драги с помпами малой мощности;
- рассмотреть возможность получения такими гражданами целевых краткосрочных кредитов с минимальной процентной ставкой.
Господа законотворцы, буду рад, если мои критические замечания и предложения помогут Вам изменить рассматриваемый проект закона и сделать его хотя бы не хуже, чем соответствующие законы, уже работающие в Казахстане и Таджикистане.