Начало Великой Отечественной войны сложилось для СССР не совсем удачно (мягко говоря). И территориально, и по состоянию Действующей Армии. Западный и Северо-Западный фронты, оставив по пути множество потерь, стремительно отодвигались на восток. Двадцать – тридцать километров в сутки – это почти что бегство для многолюдной армии, что там не говорить о героическом сопротивлении.
Впереди на пути к Москве была только старинная крепость Смоленск, почти не имевшая полевой и крепостной фортификации, а только волю людей к победе.
Но прежде чем рассказывать дальше, надо пояснить, что в данной статье мы будем касаться лишь о боях в Смоленске, а не о гигантской Смоленской битве, географически растянувшейся на 650 км и продлившийся на два месяца (10 июля – 10 сентября).
Ведь и в первом и втором случае ключевым моментом будет сражение за Смоленск, но разделенная в масштабе действий.
За почти три недели от начала войны на центральном (московском) направлении войска Красной Армии отошли к Смоленску. А это две трети расстояния от Москвы до границы. И отошли туда немногочисленные остатки войск Западного фронта, почти не имеющихся сил для сопротивления.
Если подразделения Действующей Армии будут и так стремительно отходить, то они вполне могут показать успех стратегического плана Гитлера «Барбаросса».
К счастью, в начале войны шла интенсивная мобилизация населении страны и советское командование в связи с этим подтягивало к фронту стратегические резервы. Непосредственно к Смоленску постепенно подходили 22, 19, 20, 16, 21 армии. Часть из них были с дальневосточного театра, появившись еще до войны, опытные и хорошо вооруженные. Но установить устойчивую, стабильную оборону они не успели, накапливаясь по частям. наше командование докладывало: "Красноармейцы и командиры дерутся хорошо, но, отправляемые в бой мелкими группами, быстро истощаются".
Вообще сражение под Смоленском очень похоже было перетягивание каната из одной стороны в другую двумя соперниками.
Сначала победный натиск был на стороне немцев. С 10 по 20 июля они совершали широкое наступление. Их передовые войска – 2 и 3 т. гр., передовые отряды 2 и 9 полевых армий стремительным ударом отбросили наши войска, заняв Смоленск. Они превышали наши войска в пехоте, авиации и артиллерии в два раза, в танках четыре раза.
И.В. Сталин, недовольный постоянным отступлением Красной Армии, отреагировал очень раздраженно уже даже на продвижение немцев к Смоленску. Приказ ГКО констатировал о прямой измене войск Западного фронта, отдающих Смоленскую область. Город было приказано не отдавать ни в коем случае.
Проблема заключалась в том, что советских войск в Смоленске почти не было. К началу сражения Командарм-16 генерал-лейтенант М.Ф. Лукин, опираясь только на запасные и специальные части (6-7 тыс. человек) попытался организовать в Смоленске стойкое сопротивление, но безуспешно.
16 июля немцы захватили Смоленск и перехватили тыловые дороги. 16 армия и ряд соединений других армий были окружены. По некоторым сведениям, И.В. Сталин так и не узнал об этом очередном успехе немцев, пока советские войска старались выбить захватчиков из Смоленска.
Однако, немецкому командованию тоже было нечему радоваться. После некоторых успехов их войска заметно забуксовали в передвижении. Получилось, как в анекдоте, когда незадачливый охотник, поймав медведя, сам не мог вырваться.
Из накопившихся резервов было выделено 20 дивизий, разделенных на пять армейских групп. К.К. Рокоссовский, будущий маршал Советского Союза, а в 1941 году генерал-майор и командир одной из этих групп, вспоминал, что ему сообщили номера его дивизий, выделили несколько командиров и с тем отправили на немцев. Мол, там найдете своих. Не мудрено, что в 1941 году так легко даже генералы попадали в плен!
Тем не менее, «нашедшиеся» советские войска с 21 июля по 7 августа перешли в атаки. Завязались ожесточенные бои, когда наши войска, захватив переправы через Днепр и Ярцево (город неподалеку от Смоленска), сам Смоленск взять уже не смогли. На других участках московского направления тоже шли ожесточенные и небезуспешные для обоих сторон бои.
Но и немецкие войска продвинуться уже не могли. Темпы продвижения резко замедлились и даже постепенное продвижение к Смоленску войск 2 и 9 армий не помогали. Стратегический план «Барбаросса» негромко, но отчетливо хрустнул. А впереди в рамках Смоленской битвы еще будет Ельнинская операция, когда (о боже!) победоносные немецкие войска будут отступать, теряя людей и технику. Все еще у них будет!