Найти тему
Marga: просто история

Люди, которые не смеялись: когда улыбка была постыдной

Замечали ли вы когда-нибудь, что на портретах старых мастеров почти никогда не увидишь широко улыбающегося человека, особенно женщину? Редко встречается полуулыбка или робко приподнятые верхние уголки губ, едва-едва обозначающие улыбку, как у Моны Лизы. Слегка растянутые, плотно сжатые губы - вот и все, что передает улыбку на портрете. В основном же женщина портрете преисполнена торжественной серьезности.

 Рафаэль Санти. Донна Велата, Источник: Яндекс картинки
Рафаэль Санти. Донна Велата, Источник: Яндекс картинки

Портреты же с открытыми задорными улыбками, да такими, что видны зубы, можно по пальцам пересчитать. Первая причина такой скромности моделей и художников - это, конечно, отсутствие дантистов и плохие зубы. Или их недостаток. Проблема зубов - это вообще проблема № 1 всех времен и народов. Плохие волосы можно спрятать под парик или прикрепить шиньон, плохую кожу можно подправить пудрой, белилами, притираниями, но вот зубы...С ними все было намного сложнее. Страдали от этого и короли и простые смертные. Впрочем, заметки королей до нас хотя бы дошли:

"Когда у вашей маленькой сестры появятся первые молочные зубы, слишком рано по моим представлениям: это будет замена для двух зубов, которые я вот-вот потеряю - когда я вернусь назад, у меня их скорее всего не будет! Если у меня не будет других причин для жалоб, то с этим можно жить..." - из письма Филиппа II, короля Испании, своей старшей дочери Изабелле, 1582 г.

Проблемы с зубами, которые были актуальны вплоть до 20 века, впрочем, далеко не единственная причина отсутствия улыбок на картинах.

В чем же тогда дело? А в том, что радостно улыбаться и уж тем более смеяться в высшем обществе считалось достаточно неприличным. Пошло это от древних греков: трагедия, и все чувства с нею связанные - высокое, комедия и смешное - низкое, для толпы. Средневековые мыслители и вовсе определили излишнее веселье как грех, что и наложило отпечаток на культуру того периода.

Итак, смеяться дозволялось лишь детям в виду их возраста, да простолюдинам и социально неблагополучным элементам по причине недалекости их ума. Есть, правда, редкие исключения, лишь подтверждающие правила.

Вот, например, Рембрандт, чья картина в миру носит название "Автопортрет с Саскией". Между тем, официальное название ее - "Блудный сын в таверне", и жизнерадостная улыбка на губах этого самого блудного сына лишь является одним из показателей его падения.

Фрагмент картины "Блудный сын в таверне". Худ. Рембрандт. 1635 г. Галерея старых мастеров, Дрезден.
Фрагмент картины "Блудный сын в таверне". Худ. Рембрандт. 1635 г. Галерея старых мастеров, Дрезден.

Дам такая задорная улыбка тоже характеризовала не то, чтобы положительно. Есть, есть они, эти радостные женщины, но социальный статус их, как и моральный облик крайне невысоки.

Геррит ван Хонтхорст "Улыбающаяся куртизанка с непристойным изображением в руках", 1625.
Геррит ван Хонтхорст "Улыбающаяся куртизанка с непристойным изображением в руках", 1625.

Малые голландцы, как известно, выбирали для своих картин простые житейские сюжеты, не гнушались изображать слуг, нищих, пьянчужек, куртизанок или цыганок. Веселящиеся, хохочущие люди часто встречаются на картинах Яна Стена, Франса Хальса, Геррита ван Хонтхорста и других. Такая неприкрытая улыбка - это что-то вызывающее, порочное, бросающее вызов добропорядочному обществу.

Франс Хальс, "Цыганка". Лувр.
Франс Хальс, "Цыганка". Лувр.

Даже в конце 19 века в Европе приличные девушки на картинах все ещё улыбок не демонстрируют. Такое себе могут позволить только падшие женщины, да актриски какие-нибудь. Правильно, улыбка - это же не открытое декольте по моде времени, а распущенность чистой воды.

Камилло Мельник. "Женщина в костюме эпохи Возрождения".
Камилло Мельник. "Женщина в костюме эпохи Возрождения".

Интересно, что даже на картинах русских художников, которые европейские практики, конечно, перенимали, но и русские, зачастую менее строгие в отношении улыбок и смеха, нравы, тоже учитывали, почти не встречаются улыбающиеся люди. Карла Брюллова осуждали за его "Итальянский полдень": подумать только, художник осмелился изобразить улыбающуюся крестьянку, отказавшись от строгих канонов античной красоты. Настолько осуждали, что он, бедный, потом создал копию картины, где придал своей полненькой пейзанке более классические черты.

Даже в позднее время, ну, скажем, у передвижников, казалось бы, отошедших от стереотипов, кроме цыганки на картине Маковского, нигде настоящей улыбки "с зубами" так сразу и не найдешь. Может быть, конечно, дело в том, что русские девушки от природы стеснительны...

 К. Е. Маковский, "Портрет молодой женщины".
К. Е. Маковский, "Портрет молодой женщины".

Только век двадцатый привнес в живопись настоящие смешливые улыбки, которые воспринимаются без подтекста. Вот на портретах Ф.В. Сычкова, советского художника, румяные пухлощекие крестьянки и улыбаются, и смеются, и радуются жизни...Но, опять же, крестьянки, а не партийные деятели, которым улыбаться по статусу не положено.

Ф. В. Сычков "Девушка".
Ф. В. Сычков "Девушка".

Просто поразительно, как изменились нравы за, в общем-то, какие-то сто лет. Сейчас такая невинная вещь - широкая улыбка, долгие века воспринимавшаяся как-что непристойное и невообразимое в приличном обществе, принимается не только без осуждения, но и с радостью.