Обычно, думая какой вопрос можно задать о стакане, первой мыслью становится: "Стакан полон или пуст?". Но не с этой точки зрения посмотрела Татьяна Черниговская. Её вопрос зазвучал с совсем другой стороны: "Стоит стакан. Зачем его рисовать?". И правда. Зачем же рисовать стакан? Что произошло у человека в голове, что он настроился на копирование реальности? Зачем писатели, вообще, придумывают совсем свою реальность, которой не было, людей, которых не было, событий.. Именно с этой точки зрения подошла Татьяна Владимировна. И у меня этот вопрос нашел в душе глубокий отклик. Я, как художник, с детства любила рисовать. И вспоминая свои первые детские ощущения, связанные с рисованием, с красками, я вспоминаю желание своё "сделать мир ярче". Видишь красную гуашь. Она ярко красная. Открытый красный цвет. Где Вы в 90-х годах, когда везде разруха, кризис, дефицит, глядя в окно увидите яркие красные цвета? Хорошо, если лето. А если ты растешь в Сибири, где зима 9 месяцев в году. И единственный красный, яркий, сочный, живой цвет можно увидеть только на картине нарисованной самим собой. А глубокий синий цвет? Это цвет неба на закате, со стороны противоположной солнцу, цвет моря в жаркий солнечный день, цвет анютиных глазок... А если ты вдали от моря, а если небо заволокло тучами, а если холодно, морозно, за окном метель..? Где? Где можно подглядеть этот кусочек глубины мира? Глубины неба, моря, бархатистости лепестков. Опять, возвращаясь к своей картине.
В книге "Маленькая книга счастья. Где прячется радость и как её найти" Ингрид Фетелл Ли определяет понятие "цвет", как индикатор богатства окружающей среды. Также, она проводит неразрывную связь чувств и цвета, чему были посвящены ряд исследований. Так, может, художник берет кисть и рисует другую реальность, для того, чтобы пережить то, чего нет? Напиться, насытиться,погрузиться в свои чувства и эмоции через работу с цветом. Дать вкусить плод воображения и познать радости своего восприятия другим людям, через придание формы цвету. Как уже было доказано научными экспериментами, что особенно привлекают внимание предметы очень похожие на реальные, только не реальные. Как кукла - прототип человека, игрушечная машинка - настоящую машину и т.д. А тут перед нами стакан. Который не взять. Одна из разгадок загадки "Висит груша, нельзя скушать". Ответ: нарисованная груша.
С течением времени, с развитием мышления и интеллекта у человека пришла письменность, литература. И,ведь здесь, мы тоже проживаем другую реальность. Где-то приукрасим, где-то заретушируем, где-то подчеркнем, что-то уведем на дальний план. Мы рисуем словами, образы в нашем воображении, мы рисуем те же самые картины, проживая те же самые чувства и эмоции. Стимулируя чувственные зоны своего мозга.
Что же происходит сейчас? В век технологий? А сейчас, большая часть
технологических новинок связано с созданием новой реальности, даже не столько реального окружения, сколько подменой восприятия мозга через шлемы, очки, наушники и т.д. Нас не устраивает реальность. Депривация. И мы пытаемся дополнить свою жизнь тем, что у нас в дефиците. Что в данный момент не хватает человечеству, насколько прелести "реальной реальности" проиграют возможностям нового "выдуманного мира"? Когда настанет та точка самообмана, когда ты не будешь знать где ты живёшь больше. Как в фильме "Начало" с Леонардо Ди Каприо, где тот самый волчок так и остался вращаться на столе в конце фильма. Так, значит, это всё сон, из которого не захочется возвращаться в неизвестную реальность? А, может быть, здесь есть и обычный страх перед жизнью? Вернее, нет, страх перед смертью. Ведь в твоей выдуманной реальности у тебя всё под контролем. А приходя в наш мир, ты понимаешь, что есть ты, твои ожидания и есть вся Вселенная и со своими планами на твою жизнь.
Вопросов больше, чем ответов.
Достану стакан... налью вкусный теплый чай, и посмотрю из окна на белые поля снега. А может быть нарисовать чего-то?